Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 210 К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ РЕКУРСИВНЫХ АЛГОРИТМО В 1 Ю. М. Мартынюк, В. С. Ванькова, С. В. Даниленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье обобщается опыт исследования рекурсии как ин- струмента разработки эффективных алгоритмов для решения задач в области теории чисел, сортировки и поиска на графах в условиях реализации ОПОП под- готовки учителей информатики. Ключевые слова: рекурсия, алгоритм, программа, учитель информатики. Изучение рекурсии и рекурсивных алгоритмов во все времена подготовки учителей информатики в стенах нашего университета удостаивалось должного внимания и почтения. Основатель кафедры информатики и вычислительной техники Альберт Рубенович Есаян выделял рекурсию среди огромного класса методов разработки алгоритмов и решения задач за ее красоту и мощность в тех случаях, когда пасуют итерационные алгоритмы. На протяжении многих лет под его непосредственным руководством по кафедре было выполнено огромное количество курсовых и дипломных работ, а также несколько диссертационных исследований. Тема докторской диссертации Альберта Рубеновича тоже была связана с исследованием рекурсивных алгоритмов во всех их проявлениях. Не случайно во время ее защиты по специальности 13.00.02 Теория и методи- ка обучения и воспитания (информатика) члены диссертационного совета, выражая безусловную поддержку работе, советовали представить ее к защите и в области математики: настолько органично были связаны педагогические ис- следования автора работы с внутренней красотой и прикладными возмож- ностями математики. И сегодня в интернете достаточно активно посещается ре- сурс, посвященный рекурсии, а на книжных полках университета размещаются учебные пособия, подготовленные Альбертом Рубеновичем в процессе рабо- ты над диссертацией. Они востребованы и будущими учителями информати- ки, и будущими программистами. Эстафету «доброго отношения к рекурсии» подхватили и передают новому поколению студентов ученики Альберта Рубе- новича Есаяна. Теоретические основы рекурсии и рекурсивных процессов всесторонне описаны в пособии [1]. На лекционных занятиях авторы в обязательном поряд- ке отрабатывают со студентами базовые понятия данной предметной области: рекурсивный процесс, рекурсивный стек, спуск, подъем, рекурсивная триада и т. д. Являясь педагогами и по образованию, и по призванию, следуя основным дидактическим принципам, сформулированным К. Д. Ушинским, и идя в ногу со временем, авторы организуют учебную деятельность будущих учителей так, 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Инновационные подходы профессиональной подготовки учителей ин- форматики в условиях цифровизации общества» (выполнение государственного задания на оказание государственных услуг № 073-03-2022-117/3 от 11.04.2022 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=