Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 20 символические и декоративные изображения и т. п.) Комментарии Представленная модель позволяет проанализировать учебник с точки зре- ния интеграции в нем компонентов образовательного процесса через структур- ные компоненты учебника. Она применима ко всем учебникам. Для проведения эффективного исследования стоит учесть, что пособия для первоначального обучения грамоте имеют свою специфику, что обусловлено их функциональной направленностью и историческим развитием. В виду этого необходимо представить некоторые комментарии. Целевой и мотивационный компоненты. В виду специфики учебников для начального образования (особенно для 1 класса), такого компонента как преди- словие в них, как правило, нет, и потому цель представлена латентно, не в яв- ном виде. Она закладывается автором в методическом пособии, предназначен- ном для педагогов, но не в учебнике. При анализе стоит учесть эту особенность и анализировать целеполагание и мотивацию в учебнике либо как «скрытую» информацию, вычленяемую из общего контекста, либо на основании методиче- ских пособий того же автора, что и учебник. Операционально-деятельностный компонент. Взаимосвязь операциональ- но-деятельностного компонента и структурных компонентов учебника может быть разной в зависимости от метода подачи автором учебника информации в нем (индуктивно, дедуктивно и в совокупности). Авторы и составители могут предоставлять учителю и ученику выбор: различные по сложности тексты, про- блемные ситуации и задачи, задания на репродуктивное воспроизведение ин- формации и др. Применяемые в начальной школе иллюстрации могут являться главным источ- ником информации для не умеющего читать ребенка, они заменяют текст, а значит, могут быть включены в содержательный компонент образовательного процесса. Использование представленной матричной модели может восполнить су- ществующие пробелы в критериях экспертизы учебников и может станет эф- фективным инструментом отбора и внедрения определенных УМК в образова- тельный процесс. Литература 1. Беспалько В. П. Теория учебника: дидактический аспект. – М., 1988. 2. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебни- ков, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : Приказ М-ва просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 г. № 819. [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202112130035?index=44&rangeSize=1 (дата обраще- ния 10.11.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=