Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 18 МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Э. А. Деева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье выявлены существующие пробелы в критериях экс- пертизы учебников, осуществляемой в Российской Федерации, предложена мат- ричная модель анализа учебников. Ключевые слова: учебник, компоненты образовательного процесса (целе- вой, мотивационный, операциональный, рефлексивно-оценочный). В современной российской школе могут быть использованы только учеб- ники, входящие в федеральный перечень, формируемый по итогам специальной экспертизы. Порядок и сроки ее проведения, права и обязанности экспертов, требования, предъявляемые к ним, формы и срок действия экспертных заклю- чений регламентированы Приказом Министерства просвещения [2]. Проведен- ный анализ критериев экспертизы показывает, что акцент в ней делается на со- ответствие учебника законодательству РФ, соответствию нормам речи, науч- ным знаниям, отсутствию в содержании недостоверной или «опасной» для ре- бенка информации. Будучи моделью образовательного процесса, учебник потенциально дол- жен содержать в себе все его компоненты. Они взаимосвязаны и в той или иной мере заложены в школьном учебнике с помощью определенных способов фик- сации [1, с. 27–28]. Целевой компонент фиксируется, как правило, посредством элемента аппарата ориентировки-предисловия; мотивационный компонент за- ложен в учебнике через основные и дополнительные тексты, аппарат организа- ции усвоения (задания, вопросы). Содержание образования фиксируется через основные и дополнительные тексты, визуальные элементы (изобразительные, графические, схематические и др.); операциональный компонент фиксируется через основные и дополнительные тексты, визуальные элементы, аппарат орга- низации усвоения (задания, вопросы, ответы), аппарат ориентировки (символь- ные обозначения, цвет, заливка, шрифтовые выделения и т. д.). Оценочно-ре- зультативный компонент образовательного процесса фиксируется через аппа- рат организации усвоения (задания, вопросы, ответы, таблицы) [1, с. 4]. Прини- мая во внимание данный тезис можно говорить о том, что существующие моде- ли анализа учебников не в полной мере соответствуют задачам отбора учебни- ков, существующим в педагогической и общекультурной реальности. Мы предлагаем матричную модель анализа учебника, благодаря которой можно восполнить пробелы в существующей экспертизе учебников для началь- ной школы. Разработанная матрица представляет собой таблицу, в которой по горизонта- ли представлены структурные компоненты образовательного процесса, а по вер- тикали – структурные компоненты учебника. В матрице не учитывается уровень

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=