Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 16 В своих исследованиях Е. А. Климов выделяет два уровня профессиональ- ного самоопределения: гностический и практический [3]. На основании трудов таких отечественных ученых как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. Г. Щедровицкий, можно сделать ряд выводов о том, как протекает процесс профессионального самоопределения. Он продолжается на протяжении всего профессионального пути человека. Основу его составляет формирование личностного вектора ориентации в мире профессий. В своих исследованиях С. Л. Рубинштейн отмечал, что «самоопределе- ние – это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная само- детерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, ко- торая действует будучи активно преломленной самим субъектом. Соответ- ственно, механизмом самоопределения является, прежде всего, интеллектуаль- ная работа по рефлексии жизненной ситуации» [7]. Данный подход существен- ным образом представлен и развит в работах К. А. Абульхановой-Славской. В ее трудах профессиональное самоопределение рассматривается во взаимосвя- зи с жизненным самоопределением [1]. Таким образом, профессиональное самоопределение является существен- ным компонентом развития личности человека. Выявление особенностей де- терминирования данного процесса предполагает анализ личности как саморегу- лирующейся системы и развитие мотивации выбора профессии в юношеском возрасте. Это предполагает целенаправленное влияние окружающего социума на мотивы выбора профессии. Согласно Д. А. Леонтьеву к числу важнейших личностных предпосылок профессионального самоопределения можно отнести компоненты личностной направленности, которые динамизируют процесс профессионального само- определения и обуславливают избирательность реагирования. К данной группе относятся учебные и профессиональные интересы, возникшие у человека, по- требность в профессиональном самоопределении, склонности, убеждения, установки, идеалы, а также представления о жизненных ценностях [4]. Таким образом, мотивация в процессе профессионального самоопределе- ния является одним из наиболее важных аспектов. Будучи субъектом собствен- ной жизнедеятельности, старшеклассник делает выбор в пользу той или иной профессии посредством выстраивания собственной иерархии мотивов. В юношеском возрасте целесообразно проводить формирование профес- сиональных мотивов путем усиления личной значимости для школьников от- дельных ранее выполнявшихся ими действий. Это должно привести к принци- пиальному перестраиванию мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы, связанные с ведущей деятельностью старшеклассника, начинают пре- валировать в структуре мотивации. В ходе исследования мы смогли выделить основные психологические условия формирования мотивационных аспектов профессионального само- определения в юношеском возрасте. К ним относятся ориентация на преобла- дающие мотивационные факторы личности обучающегося, определяющие профессиональный выбор; осознание им процесса профессионального само- определения, мотивов выбора профессии; участие в реализации программы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=