Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 15 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ А. Б. Ваньков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье обобщается опыт формирующих воздействий на про- цесс профессионального самоопределения у старшеклассников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивационные ас- пекты, субъект жизнедеятельности В настоящее время вопросы, связанные с профессиональным самоопреде- лением старшеклассников имеют огромную актуальность. Законы современной экономики предполагают целенаправленную активность в плане ориентирова- ния в мире профессий. В связи с этим, особенно важно изучение психологиче- ских основ развития и формирования структурных компонентов деятельности профессионального самоопределения субъекта. Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте становится учебно- профессиональная. Профессиональное самоопределение, которое выступает ее основой, следует изучать в неразрывном единстве с развитием мотивационных аспектов деятельности. Это обусловлено сложившимся «положением на рынке труда в России, который находится в стадии формирования. Отмечаются сле- дующие основные тенденции его развития: перераспределение численности за- нятых в различных отраслях народного хозяйства; снижение количества рабо- тающих на предприятиях госсектора; развитие качества рабочей силы» [5]. Вопросы профессионального самоопределения раскрыты в исследованиях Е. А. Климова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжникова и др., исследование возраст- ных особенностей развития человека в старшем подростковом возрасте детально проводится в трудах российских психологов на каждом этапе развития общества в соответствии с его закономерностями. Несмотря на значительное количество ра- бот в рамках проблемы исследования мотивационной структуры личности (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейн и др.), отмеча- ется необходимость в разработке программы формирования мотивационных ас- пектов профессионального самоопределения у старших школьников. В работах П. Г. Щедровицкого прослеживается связь с трудами Н. С. Пряж- никова, он отмечает, что «…смысл самоопределения состоит в способности строить самого себя, свою индивидуальную историю, постоянно переосмысли- вать собственную сущность» [6]. Похожие идеи можно увидеть в работах Е. А. Климова, который указыва- ет на то, что «…профессиональное самоопределение – это важное проявле- ние психического развития школьника, активный поиск возможностей раз- вития, формирование себя как полноценного участника сообщества профес- сионалов» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=