Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 135 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ * Н. С. Карташова, Н. В. Медведева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье представлены методические материалы по биологии с использованием цифровых инструментов, направленные на формирование ме- тапредметных результатов и информационной грамотности учащихся Ключевые слова: информационная грамотность, метапредметные резуль- таты, цифровые инструменты Социальный заказ системе образования обеспечивает изменение целевой и процессуальной модели в системе образования. Отражая важнейшие измене- ния в научной, общественно-политической, культурной жизни общества, соци- альный заказ выступает в качестве основного условия функционирования об- разовательной системы, определяет выбор цели, задач, содержания образования и способов их реализации. Современный социальный заказ системе среднего образования основан на необходимости в формировании у выпускника школы компетенций, позволяющих ему грамотно осуществлять разнообразные виды деятельности в профессиональной, общественной и личной жизни; совершен- ствоваться в изменяющихся условиях, в том числе в условиях информационной среды, как новой формы существования человека. Основные направления в со- вершенствовании биологического образования представлены в «Концепции преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных органи- зациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные про- граммы». Среди проблем методического характера в процессе биологического образования отмечается «недостаточное использование в образовательной практике возможности информационно-образовательной среды; современных технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, основан- ных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности [1]. В из- менениях в Федеральном государственном образовательном стандарте основ- ного общего образования указано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе, овладе- ние навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории [2]. В связи с вышесказанным возрастает необходимость формирования ин- формационной грамотности учащихся. Информационную грамотность можно определить как совокупность знаний и умений, требуемых для правильной * Работа выполнена в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2022-117/4 от 01.06.2022 г. Министерства просвещения Рос- сийской Федерации по теме «Влияние цифровых инструментов обучения на образователь- ные результаты школьников» (прикладное исследование).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=