Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 133 связан с практическими занятиями по темам: «Анализ учебной литературы школьного курса биологии», «Календарно-тематическое планирование деятель- ности учителя биологии», «Отбор и сочетание методов обучения по курсу био- логии», «Применение методов обучения для контроля знаний учащихся по био- логии». В процессе выполнения заданий студенты приобретают умения по от- бору методов и технологий обучения, направленных на формирование тех или иных универсальных учебных действий. Например, задание 1. «На примере од- ной из тем (раздела) выбранного вами учебника биологии оцените возможность достижения основных образовательных результатов (предметных, метапред- метных, личностных) на основе содержания, структуры и выполняемых функ- ций учебника. Ответ обоснуйте» (тема «Анализ учебной литературы школьного курса биологии»); задание 2. Изучите особенности и возможности реализации метода моделирования. Разработайте фрагмент урока с использованием метода моделирования по разделу «Растения». Продумайте два варианта использова- ния метода: а) использование модели, разработанной учителем б) использова- ние инструкции по созданию модели для учащихся. Ответьте на вопрос: Какие виды УУД могут быть сформированы благодаря разработанным вами задани- ям? В чем разница в процессе формирования УУД в первом и втором случае? (тема «Отбор и сочетание методов обучения по курсу биологии»). В процессе изучения темы «Применение методов обучения для контроля знаний учащихся по биологии» предлагается комбинированное задание, связанной как с разра- боткой методического инструментария самими студентами, так и с анализом и оценкой методических разработок: 1. Изучите классификацию и принцип со- ставления познавательных задач. 2. Определите, какие виды познавательных задач могут быть использованы для формирования метапредметных и личност- ных результатов и соответствующих УУД. Разработайте задания на формиро- вание всех видов УУД, используя при этом разные виды познавательных задач. 3. Проанализируйте следующую познавательную задачу: Как известно, во вре- мя сильного дождя (но не во время грозы), чтобы не промокнуть, можно укрыться под кроной большого дерева. Все мы наблюдали, что приствольный круг дерева остается при этом сухим. Какое значение имеет это явление для самого дерева? С какими важными функциями в жизни растения связано это явление? Какие правила нужно наблюдать при посадке деревьев в городах? Какие правила поведения мы должны соблюдать в связи с названной вами функцией? Предположите пра- вильные ответы на познавательную задачу. Какие виды УУД могут быть сфор- мированы при решении этой задачи? В процессе изучения темы «Методика знаково-символического моделиро- вания» студенты сравнивают возможности разнообразных технологий обучения в формировании универсальных учебных действий: 1. Изучите знаково- символическую модель, представленную на рисунке. Ответьте на вопросы: к какому типу (открытому или закрытому) относится эта модель; на каком эта- пе урока может быть использована модель? Какие УУД могут быть сформиро- ваны в процессе использования модели на уроке? 2. Изучите методический ма- териал «Визуализация образовательного процесса по биологии средствами ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=