Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 132 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье освещен процесс подготовки будущих учителей био- логии к процессу планирования профессиональной деятельности, продемонстри- рованы этапы подготовки к планированию урока биологии. Ключевые слова: компетенция, учитель биологии, планирование. Профессиональная готовность специалиста в любой сфере деятельности определяется его компетентностью. Педагогическая компетентность – это ком- плексное образование, включающее профессионально значимые качества лич- ности, профессиональные знания, умения, навыки, отражающие готовность осуществлять педагогическую деятельность, направленную на формирование личности учащихся в интересах устойчивого развития общества. Профессио- нальная компетентность учителя биологии обеспечивает формирование готов- ности выпускников к экологически грамотной деятельности в окружающей природной среде, осознаниюзначимости сохранения своего здоровья и здоро- вья окружающих, сохранности биосферы как основы существования природ- ных, техногенных и социальных систем [1, с. 1]. Одной из задач реализации дисциплины «Теория и методика обучения биологии» (ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направ- ленность (профили) Биология и Химия/География) является формирование компетенции по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), про- грамм дополнительного образования в соответствии с образовательными по- требностями обучающихся (ОПК-2.2). Планирование деятельности учителя – многогранный процесс, связанный с реализацией множества форм обучения и образовательных технологий. Вме- сте с тем, планирование деятельности на уроке – является ключевым элементом этого процесса и соотносится с методологической основой ФГОСа среднего общего образования – системно-деятельностный подходом [2]. Согласно требо- ваниям стандарта, формулирование целей урока выражается через достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые достигаются, в свою очередь, посредством реализации универсальных учебных действий учащихся (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД). В связи с этим формирование у будущих учителей биологии умений и навыков по разработке и реализации плана урока происходит с учетом этих требований. Поскольку «процесс подготовки учителя к уроку подразделяется на два перио- да: предварительный и непосредственный» [3, с. 246], методическая подготовка в процессе обучения также подразделяется на два этапа. Предварительный этап

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=