Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 131 сматривающие указание признаков химических реакций в заданиях с выбором ответов: «выделением газа (или осадка) сопровождается взаимодействие … (объектов)» или в заданиях на установление соответствия между реагирующи- ми веществами и признаком протекающей между ними реакции. Прогнозиро- вание, связанное с мысленным экспериментом, требуется и в условии следую- щего вида: «лампочка прибора для испытания электропроводности загорится при погружении электродов в раствор (расплав) … (веществ)». Развитию критического мышления способствуют задания на анализ истин- ности суждений. Подобные задания чаще предлагаются в блоке «Химия и жизнь», где рассматриваются ситуации, связанные с безопасным обращением с веществами, их применением в быту и других сферах, с воздействием хими- ческих соединений на окружающую среду. Предлагается два суждения (А и Б) и варианты на выбор ответа: верно только А, верно только Б, верны оба суж- дения или оба суждения неверны. Получил распространение в банке открытых заданий анализ символико- графических схем. Перевод информации из одной формы в другую, её интер- претация выступает важным приёмом развития мышления. Приводятся модели атомов химических элементов и их ядер, схемы распределения электронов по электронным слоям, круговые диаграммы распределения массовых долей эле- ментов. Использование химической символики в наибольшей степени пред- ставлено в блоке «Химическая реакция»: схемы процессов окисления (восста- новления), многочисленные ионные и молекулярные уравнения химических ре- акций. Вероятно, в дальнейшем расширится круг заданий с отображением в ви- де рисунков приёмов обращения с лабораторным оборудованием и веществами, пока это немногочисленные задания, например, выбор рисунка, который пока- зывает правильное нагревание жидкости в пробирке. Таким образом, анализ материалов открытого банка заданий с кратким от- ветом ОГЭ по химии показывает, что их использование поможет не только осуществить предметную подготовку обучающихся, но и окажет влияние на формирование у них универсальных учебных действий, особенно на первона- чальных этапах. Несмотря на имеющийся потенциал открытого банка заданий ОГЭ по химии сама форма заданий, предусматривающая стандартизированную проверку, имеет ограничения по развитию навыков устной и письменной речи, использованию элементов творческого подхода, требуется усложнение видов учебно-познавательной деятельности, использование в образовательном про- цессе заданий с развёрнутым ответом, контекстных, комплексных заданий на последующих этапах обучения. В подобных заданиях появляются возможности комплексной реализации и познавательных, и регулятивных, и коммуникатив- ных универсальных учебных действий. Литература 1. Добротин Д. Ю. Об основных подходах к составлению заданий для ГИА по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования : сб. науч. тр. 67-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. – СПб., 2021. – С. 105–114.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=