Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 130 Выполнение типичных для химии заданий (на характеристику положения химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева, строения атома и проявляемых степеней окисления, строение, свойства, применение ве- ществ и т.д.) требует умений выявлять и усваивать существенные характери- стики. Примерами обобщённых конструкций заданий данного типа служат формулировки: «Для … (объектов) характерно(ы)… (свойства)», «… (объекты) имеют следующие значения … (количественных характеристик). Большинство заданий предусматривает выбор ответа(-ов) из предложенных, встречаются от- дельные задания на соответствие множеств: между формулами веществ и сте- пенями окисления химического элемента, между названиями веществ и видами химических связей, между схемой процесса, происходящего в окислительно- восстановительной реакции, и названием этого процесса и т. д. Обобщённые, существенные признаки объектов и явлений находят отраже- ние в понятиях. На разграничение понятий направлены задания на выбор утвер- ждений, в которых говорится «о … (объекте) как о простом (сложном) веществе», «о … (объекте) как о химическом элементе (простом веществе)» и другие. Встречаются различные формы заданий на обобщение и сравнение. Например, с выбором ответов: «общими для …. (объектов) являются … (при- знаки)», «…(объекты) имеют одинаковые … (признаки)» «наиболее (или наименее) выражены… (свойства) у … (объектов)», «… (свойства)… (объекта) выражены слабее, чем у … (объектов)», «верными для … (объекта) и … (объек- та) являются утверждения о … (свойствах), «верными для … (объекта) и невер- ными для … (объекта) являются утверждения о … (свойствах). Так, в качестве сравниваемых характеристик объектов выступают: для атомов − особенности электронного строения, радиусы, электроотрицательность, металлические и не- металлические свойства и т. д.; для химических соединений – виды химических связей, типы кристаллических решёток, физические и химические свойства, что позволяет распознавать, различать вещества. Усложнение достигается посредст- вом увеличения числа объектов и признаков сравнения, переходом от единич- ного к множественному выбору ответов. Сравнение и обобщение является основой выявления закономерностей: «…способность уменьшается (ослабевает) в ряду … (объектов)», «в ряду … объектов происходит увеличение (усиление) … (признаков)», «для ряда … (объектов) характерны следующие закономерности …». Наряду с выбором от- ветов предлагается установление последовательности: «расположите … (объек- ты) в порядке ослабления … (свойств), но такие примеры немногочисленны. Тесно связаны с обобщением и сравнением приёмы классификации. В первую очередь, это относится к определению принадлежности веществ к изученным классам неорганических соединений, к электролитам или неэлек- тролитам, окислителям или восстановителям; достаточно полно представлена и классификация химических реакций – по числу и составу участников реак- ции, по тепловому эффекту, по участию катализатора и т. д. Установление взаимозависимостей между изучаемыми объектами, явле- ниями, в первую очередь, выявление причинно-следственных связей, позволяет осуществлять объяснение, прогнозирование. На наш взгляд, такого рода зада- ний в открытом банке меньше, чем рассмотренных выше. Это задания, преду-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=