Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 13 В примерной рабочей программе основного общего образования по пред- мету «Математика» среди приоритетных целей обучения математике выделяют «формирование функциональной математической грамотности: умения распо- знавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в ре- альных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, про- явления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке матема- тики и создавать математические модели, применять освоенный математиче- ский аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты» [4]. Функциональную математическую грамотность мы понимаем как «спо- собность индивидуума проводить математические рассуждения и формулиро- вать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разно- образных контекстах реального мира» [2]. Помимо недостаточного уровня владения функциональной математиче- ской грамотностью учащихся в современной школе существует проблема го- товности учителей к её формированию. Готовность учителя к формированию функциональной математической грамотности можно рассматривать с нескольких позиций. 1. Для эффективной организации работы на уроке педагог должен знать возрастные особенности подростов. 2. Учителю математики необходимо уметь самому решать математические задачи разного уровня сложности, то есть у него должна быть глубокая пред- метная (математическая) подготовка. Для этого педагогу необходимо уметь распознавать математические понятия, скрытые в условии задачи; аргументи- рованно выбирать различные математические модели, подходящие контексту задачи, и выполнять действия с этими моделями, а также интерпретировать и оценивать полученное решение задачи [5]. 3. Педагог должен быть методически подготовлен к формированию функ- циональной математической грамотности. Здесь педагогу необходимо демонст- рировать свою компетентность в области методики обучения математике, в частности педагог должен владеть методикой обучения решению практико- ориентированных задач. 4. Функциональная подготовка учителя математики заключается в его спо- собности находить различные способы решения проблемных жизненных ситу- аций, а также в умении подбирать и составлять для обучающихся задачи для формирования у них функциональной грамотности. Для развития указанных умений на практических занятиях по методике обучения математики необходимо предлагать студентам практико-ориентиро- ванные задачи. Например, Ивану необходимо сделать ремонт в одной из комнат его квартиры. Длина комнаты составляет 5,5 м, а ширина – 2,4 м. Первым делом он решил заменить напольное покрытие в данной комнате, т. к. старые полы очень сильно скрипели. Вскрыв полы, Иван установил, что от плиты перекрытия ему необходимо поднять уровень пола в общей сложности на 10 см. Для этого ему необходимо сделать подложку высотой 8 см и поло- жить на нее гипсоволоконные плиты толщиной 2 см. Сделать подложку можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=