Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 129 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ АСПЕКТОВ ЗАДАНИЙ ОГЭ ПО ХИМИИ * Т. Н. Валуева, И. М. Ахромушкина, А. М. Краснова, М. Б. Никишина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье приводится анализ возможностей тренинга и теку- щего мониторинга сформированности универсальных учебных действий на ма- териале предмета «Химия» с использованием открытого банка заданий части № 1 с кратким ответом ОГЭ. Ключевые слова: универсальные учебные действия, ОГЭ по химии. Эффективность формирования и оценивания результатов основного обще- го образования во многом зависит от системы заданий, используемых на раз- личных этапах процесса обучения – от стартовой диагностики до итоговых форм контроля. Значительное влияние на образовательный процесс оказывает введение итоговой государственной аттестации и разработка контрольно-измерительных материалов для учебных предметов. Отбор и конструирование заданий опреде- ляются конкретизированными целями, спроектированными в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [1]. В работе учителя химии ориентирами при подготовке обучающихся к ито- говой государственной аттестации служат материалы открытого банка заданий основного государственного экзамена (ОГЭ). Возможности тренинга и текущего мониторинга сформированности уни- версальных учебных действий на материале предмета «химия» с использовани- ем данных заданий, а именно части № 1 с кратким ответом ОГЭ, явились пред- метом нашего исследования. Проанализированы блоки содержания: «Вещест- во», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и хи- мических явлений. Экспериментальные основы химии», «Химия и жизнь». Из всех групп универсальных учебных действий (УУД) в открытом банке заданий по химии в основном представлены познавательные действия, а имен- но базовые логические действия, в соответствии с классификацией нового ва- рианта ФГОС ООО. Одними из самых многочисленных заданий на применение приёмов мыш- ления выступают задания на выявление существенных характеристик, сравне- ние и установление закономерностей. * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на ока- зание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме науч- ного исследования «Научно-методологическое сопровождение формирования метапредметных ре- зультатов обучения в условиях реализации ФГОС».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=