Университет XXI века: научное измерение
Университет XXI века: научное измерение – 2022 127 Таблица 2 Критерии оценивания заданий на осуществление цепочек превращений Действия учащихся по решению задач Проявляемые УУД в соответствии с ФГОС Составлены уравнения реакций в соответствии с обобщенными схемами Познавательные действия: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); использовать символико-графические средства. Регулятивные действия: оценивать соответствие результата цели и условиям Хотя обучающиеся и составляли отдельные уравнения реакций, никто не приводил обоснования выбора веществ – необходимо было учесть не отдель- ные химические свойства, а их комплекс. Во многих работах не принималось во внимание условие задания, в кото- ром было ограничено число используемых реагентов, что свидетельствует о не- достаточной сформированности навыков смыслового чтения и самоконтроля соответствия полученного результата поставленным задачам. При отборе олимпиадных заданий мы учитывали, что проявляемые в них знания и умения обучающихся должны соответствовать требованиям практиче- ской, прикладной направленности, поэтому в условия были включены вопросы о взаимосвязях свойств веществ и областей их применения, о влиянии химиче- ских соединений на окружающую среду и устранении вредных последствий данных воздействий и т. д. Один из вариантов оценивания метапредметных умений в подобных заданиях приведён в таблице 3. Таблица 3 Критерии оценивания заданий прикладной направленности Действия учащихся по решению задачи Проявляемые УУД в соответствии с ФГОС Указан состав и области применения веществ Познавательные действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов Предложены способы распознавания веществ Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи Составлены уравнения реакций Использовать символико-графические средства С данными заданиями обучающиеся справлялись лучше, проявляя соот- ветствующие предметные знания и познавательные учебные действия. Таким образом, при разработке системы мониторинга метапредметных ре- зультатов необходимо расширение диагностического инструментария с учётом профилизации обучения, включение в задания элементов, требующих ком-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=