Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 126 Действия учащихся по решению задач Проявляемые УУД в соответствии с ФГОС разделения катионов для устранения мешающего действия другого иона На основании анализа эксперимента определены катионы в растворе Познавательные действия: формулировать обобщения и выводы Приведено объяснение, основанное на выявлении существенных свойств кати- онов и их сравнения Выявлять и характеризовать существенные при- знаки объектов Составлены уравнения реакций Использовать символико-графические средства Критерии оценивания задания 2 Составлена таблица результатов «мыс- ленного эксперимента» для распознава- ния веществ Регулятивные действия: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи Приведены уравнения качественных реакций Познавательные действия : использовать символико-графические средства Указаны признаки качественных реак- ций Выявлять и характеризовать существенные при- знаки объектов (явлений) Сделан обоснованный вывод о возмож- ности распознавания растворов Формулировать обобщения и выводы Критерии оценивания задания 3 Обнаружены ошибки в результатах хи- мического анализа, указаны причины, по которым невозможен представлен- ный состав раствора Регулятивные действия: давать адекватную оценку ситуации Познавательные действия: формировать гипотезу об истинности суждений, аргументировать свою позицию Составлены уравнения реакций, опро- вергающие приведённые результаты Использовать символико-графические средства Трудности вызвало объяснение полученных результатов, основанное на сравнении существенных признаков изучаемых объектов, а также выявление проблемы, на решение которой были направлены действия экспериментатора. Не смогли обучающиеся составить таблицу результатов «мысленного экспери- мента», фактически отражающую алгоритм решения. Напротив, при выполнении другого задания многие обнаружили ошибки в результатах химического анализа и аргументировали свою позицию, опираясь на знания о свойствах ионов, что подкреплялось составлением уравнений реакций. Следует отметить, что владение химической символикой проявлялось в большей степени, чем знание конкретных свойств веществ, отражаемых в признаках химических превращений, они были охарактеризованы не в полной мере. То есть недостаточно проявлялось понимание химического языка как средства изучения реальных объектов и явлений. В следующей группе заданий необходимо было составить уравнения реак- ций в условиях дефицита данных: указывались не конкретные вещества, а группы веществ, из которых нужно было отобрать подходящие объекты с учётом условий; приводились цепочки превращений с пропущенными звенья- ми. В заданиях такого рода требуется не просто воспроизвести изученные ранее химические уравнения, а применить комплекс УУД (табл. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=