Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 125 О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ ОЛИМПИА Д * И. М. Ахромушкина, Т. Н. Валуева, М. Б. Никишина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье приведены критерии оценивания универсальных учеб- ных действий с использованием заданий химических олимпиад. Ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, олимпиадные химические задачи. Важным условием достижения обучающимися метапредметных результа- тов в системе основного и среднего общего образования является организация систематической работы по формированию, оцениванию и коррекции универ- сальных учебных действий (УУД), как в урочной, так и во внеурочной работе. Подходы к составлению химических заданий, включающих взаимосвя- занные предметные и метапредметные аспекты, были охарактеризованы нами в публикациях [1, 2]. В данной статье приведены критерии оценивания универ- сальных учебных действий, отдельные результаты апробации заданий на теоре- тическом туре химической олимпиады в рамках работы естественнонаучной профильной смены. Значительные возможности продемонстрировать владение приёмами и ме- тодами познания предоставляют задания, связанные с рассмотрением химиче- ского эксперимента. Например, описание хода опыта − обучающимся из кон- текста необходимо выявить методологические характеристики (задание 1), или составление плана проведения химического исследования с последующим про- гнозированием (задание 2), или выявление ошибок в представленных результа- тах (задание 3). В таблице 1 приведены задания в обобщённом виде с указанием критериев оценивания УУД. В исследуемой группе обучающиеся проявили умения формулировать це- ли эксперимента и результаты на основании описания опыта. Таблица 1 Критерии оценивания заданий, связанных с экспериментальным методом Действия учащихся по решению задач Проявляемые УУД в соответствии с ФГОС Критерии оценивания задания 1 Сформулирована цель опыта: каче- ственный анализ состава раствора Регулятивные действия: формулировать цель Выявлена проблема: необходимость Выявлять проблему в учебной ситуации * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на ока- зание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме науч- ного исследования «Научно-методологическое сопровождение формирования метапредметных ре- зультатов обучения в условиях реализации ФГОС».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=