Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 12 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С. В. Барышникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «функциональная грамотность», приведены аспекты подготовки учителей ма- тематики к формированию функциональной грамотности у подростков Ключевые слова: функциональная грамотность, функциональная матема- тическая грамотность, подготовка учителя математики. В настоящее время человеку для нормального функционирования в об- ществе необходимо наличие различных компетенций, таких как креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки, а также hard- и soft- skills, к которым относится и функциональная грамотность. Целесообразно развивать функциональную грамотность при обучении в школе, так как она тесно связана с планируемыми результатами освоения образовательной программы: личност- ными, метапредметными и предметными. Проблеме развития функциональной грамотности, оценке её уровня в пси- хологии и педагогике посвящен целый ряд исследований следующих уче- ных: Гореев А. М., Ковалева Г. С., Колесникова И. А., Сергеева Т. Ф., Хутор- ской А. В. и др. В исследовании PISA определение функциональной грамотности – это от- вет на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обяза- тельное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для пол- ноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения ши- рокого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, обще- ния и социальных отношений?» [3]. Виноградова Н. Ф. предлагает следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенок должен обладать готовностью к успешному взаимодействию с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить со- циальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [6]. В структуру функциональной грамотности, согласно исследованию PISA [3], входят следующие элементы:  читательская грамотность;  математическая грамотность;  естественнонаучная грамотность;  компьютерная грамотность. По мнению А. В. Бычкова в настоящее время существует проблема «внед- рения в систему российского математического образования одного из видов функциональной грамотности – математической» [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=