Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 110 МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ С 1917 ПО 1991 г. (на примере Государственного исторического музея) Л. В. Шмельков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассмотрена проблема функционирования музея в реалиях советского времени и трансформация его роли и функций. В качест- ве примера выбран Государственный исторический музей, основанный импера- тором Александром II, как один из самых известных, значимых и старейших музе- ев России. Ключевые слова: музей, СССР, музейное дело, экспозиция, история музея. История музейного дела, в частности музейная деятельность, советского периода на сегодняшний момент не являться изученной темой. Основной пласт работ создан музейными работниками как в советский, так и в современный пе- риоды. Для советской историографии характерны такие черты как: положи- тельное представление музейной деятельности в Советском Союзе и отрица- тельное тенденции дореволюционного этапа; упор на марксистско-ленинские принципы музейного дела; ведущей роли партийного аппарата в работе музеев СССР; изучении положения музеев в период Великой Отечественной Войны (1941–1945 гг.)[3, с. 10; 5, с. 35; 6, с. 576]. В современной историографии уделя- ется внимание изучению особенностей в повседневном функционировании му- зея как организации в условиях советской действительности и изучение судеб музейных работников [1, с. 275–283; 4, с. 195, 256, 264; 10, с. 78]. В советский период можно выделить несколько пройденных этапов в му- зейной деятельности. В основе периодизации лежат изменения в принципе пре- поднесения информации и ее трактовок, технологических новшеств в музейной деятельности. Первый этап охватывает 1917 до начала 1930-х годов, второй с 1930-х до 1941 г., третий 1941–1945 гг., четвертый длился с 1946 до 1960-х гг., пятый с 1960-х до 1980-х гг. Вообще музееведение как отдельная наука появи- лась в конце XIX в., но развитие пришлось на 1920-е гг. [5, с. 30–31]. Это мож- но объяснить несколькими факторами. Во-первых, появлением в исторической науке нового подхода школы анналов, существенно расширившей источнико- вую базу исследователей (более характерно для капиталистических государств Европы). Музейный предмет начал выступать источником информации о про- шлом, а музей местом хранения и презентации исторических предметов. Во- вторых, научно-техническим прогрессом, охватившим и музейное дело. Суще- ственно меняются проектировка зданий музеев, витринный комплекс, способы экспонирования предметов и подача информации [9, с. 43]. На первом и втором этапах, для музейной деятельности были характерны такие нововведения как: упор на изучение и демонстрации истории крестьян- ства и пролетариата, изъятие ювелирных ценностей из собраний музеев в поль- зу государства, быстрое пополнение музейных коллекций за счет национализи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=