Университет XXI века: научное измерение

Университет XXI века: научное измерение – 2022 103 ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА: ОПЫТ ПЛАКАТНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССВА В СССР О. В. Шевелева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье на примере работ известных советских художников- плакатистов проанализированы особенности пропаганды туризма и отдыха в СССР. Ключевые слова: СССР, плакатное искусство, туризм, пропаганда, реклама. Плакат – это крупноформатное издание (обычно в виде рисунка или изоб- ражения, сопровождаемое кратким текстом), выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, а также информации, рекламы, инструктажа или обу- чения [5, с. 381 ] . СССР не являлся родиной плакатного искусство, но, пожалуй, именно в нашей стране в советскую эпоху оно приобрело колоссальный размах, осо- бенно, это касается политического плаката. Плакаты в СССР выпускались большими тиражами вплоть до распада страны. Существовали целые издатель- ства и творческие объединения, которые специализировались на выпуске дан- ного вида печатной продукции. У истоков советского плаката стояли такие из- вестные художники, как А. Родченко, Д. Моор, художники «Окна РОСТА», А. Дейнека и многие другие. Так благодаря особому вниманию со стороны гос- ударства и таланту советских живописцев, многие из которых начинали своё творчество еще в дореволюционной России, в нашей стране была создана уни- кальная школа плакатного искусства. Главные отличия плаката от других видов графического искусства заклю- чаются в том, что он должен быть хорошо виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, легко доступным для восприятия зрителям разного воз- раста, уровня образования и социального происхождения. Плакат обязательно должен содержать яркий заголовок или призыв и броское запоминающееся изображение. Поэтому для текста плаката важным является шрифт, его распо- ложение и цвет, гармоничное сочетание текста, рисунков и фотографий. Очень ёмко по поводу плакатного искусства высказался известный совет- ский карикатурист и плакатист В. Дени (Виктор Николаевич Денисов): «Что есть плакат и какова природа плаката? Говорю в качестве старого плакатиста-солдата. Плакат не есть длинное чтиво; Относись к зрителю бережно, учтиво. Плакат должен быть ясен и прост — Таков плаката пост. Плакат есть стрела-молния к сознанию зрителя, будь зрителю вроде

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=