Университет XXI века: научное измерение

Научная конференция научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого 100 К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПРОВАЛА АНТИСТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ I (на тульском материале) А. В. Соколов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье впервые комплексно рассмотрено положение туль- ского старообрядчества в контексте религиозной политики Николая I. Дана оценка причинам её несостоятельности. Автор выделяет четыре основных при- чины: общая загруженность клира, кадровый голод чиновничьего аппарата, высо- кий социальный статус отдельных староверов, а также принадлежность ряда тульских старообрядцев к оружейникам. Ключевые слова: раскол, старообрядцы, Николай I, светская власть, духов- ная власть. В последней трети XVIII в. староверы ощутили позитивный эффект либе- ральных реформ: государство за ними ещё не признало всей полноты религиоз- ных свобод, но, говоря словами небезызвестного государственного деятеля: «Жить стало лучше, жить стало веселей». При Александре I реформы продол- жились. В период его царствования до 1812 г. в стране де-факто господствовал религиозный плюрализм, после же Отечественной войны император в значи- тельной степени ушёл в «православный» дискурс [7], однако на положении ста- роверов, по всей видимости, консервативный период правления не сильно ска- зался. Так, в 1824 г. за «совращение в раскол» группа староверов-оружейников, по итогу следствия, просто дала расписку в том, что больше они не будут зани- маться прозелитизмом [12, с. 540–541]. Ситуация в корне изменилась при Николае I, но не сразу. В 1826 г. свет- ская власть ещё могла заявлять, что дело об «уклонении в раскол» «светского разбирательства непренадлежащее для рассмотрения» [2, л. 22]. При Николае началось закрытие старообрядческих религиозных сооружений, стали органи- зовываться уголовные преследования, начали активно навязывать единоверие [15], а иногда прямо заставлять переходить в этот вариант староверия [8, с. 492]. Часто у старообрядцев изымались предметы религиозного обихода в пользу единоверческих церквей [13, с. 188]. Организовывались масштабные экспедиции по выявлению «раскольников», одна из самых известных была во главе с П. И. Мельниковым. Именно за этот период образовалась плотная связь между государственными чиновниками – занимавшиеся вопросами «раскола» – и церковью. И именно на этом этапе светская власть и интеллигенция начинают осмысливать религиозную бытность русского народа. Несмотря на организованную политическую систему по стеснению рели- гиозной жизни староверов, её нельзя назвать удачной. Во-первых, как пишет Фирсов С. Л. «…для полиции раскол стал «золотым дном», а «мудрая» полити- ка правительства оказалась бессильной в борьбе с «золотой» политикой старо- веров. «Денежная сила» сторонников древлего благочестия делала малоэффек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=