Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 96 – кто должен контролировать он-лайн услуги, связанные с практиками тра- ура и цифровыми кладбищами, и, в том числе, давать этическую оценку такой деятельности? Отсутствие правового статуса у цифровых останков порождает различные злоупотребления, кражу информации, принадлежавшей умершим людям, ис- пользованию цифровых останков с целью обогащения. Кроме того, важно отсле- живать практики цифрового траура, предотвращать буллинг умерших в сети, разработать алгоритмы использования страниц в социальных сетях после смерти, и так далее. Вторым любопытным вопросом, связанным с этикой цифрового послесмер- тия, является появление дискурса о бессмертии, который впервые в истории при- обрел научную, а не религиозную или оккультную окраску. Вопрос о бессмертии в Сети связан, во-первых, с философией трансгуманизма [1], и, во вторых, с идеей о том, что цифровизация помогает создать аналог бессмертия двух типов – бессмертия одностороннего и двустороннего [3]: 1. В философии трансгуманизма достаточно четко обозначается идея о том, что животная природа человека – порочна и сеет зло; таким образом, ради по- беды над злом, человечество должно избавиться от физических тел, либо мини- мизировать их использование. В данном случае, переход в цифровое простран- ство, «оцифровка мозга» - это пути к достижению всеобщего блага и бессмертия во всемирной сети, которую вскоре сменит так называемый «Нейронет». Все это могло бы казаться совершенно фантастическим, если бы данные проблемы не обсуждались видными учеными планеты на самом высоком уровне [1]. 2. На сайте Майкрософт говориться об одностороннем и двустороннем бес- смертии [3]. Одностороннее – это бессмертие, технологии которого уже до- ступны (речь идет о создании цифрового аналога умерших людей, однако, для полной схожести нужна полная информация о человеке, что станет возможно только при большем погружении людей в Сеть, при оцифровке любой информа- ции о личности). Односторонне бессмертие отличается тем, что личность уми- рает, но продолжает жить ее цифровой двойник, общаясь с родственниками, под- чиненными, друзьями. Односторонне бессмертие можно было бы даже обозна- чать как одну из практик траура – постепенного прощания с близким человеком. Двусторонне бессмертие – это бессмертие мозга, помещенного в сеть; соответ- ствующие технологии еще не существуют, но разговоры об этом уже ведутся, более того, предполагается, что двустороннее бессмертие станет возможно с раз- витием Нейронета [1]. Все эти проблемы создают широкое пространство для философских иссле- дований в области онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксио- логии, этики и социальной философии. Однако уже на современном этапе разви- тия технологий становится очевидно, что происходящие изменения требуют комплексной этической оценки, поскольку необходимо предотвратить дегума- низацию культуры, отслеживать трансформацию нравственных ценностей, предотвратить или, по крайней мере, минимизировать грядущую алгоритмиза- цию этики, определить критерии соединения этики с технологиями искусствен- ного интеллекта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=