Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология в образовании 83 обходимым условием наилучшего понимания и усвоения содержания занятий по физике и биологии. Примеры из живой природы к содержанию самых раз- ных разделов курса физики позволяют наглядно проиллюстрировать исполне- ние физических законов на практике, показать учащимся значимость изучаемо- го материала и его применение на стыке физики и биологии [5]. В дальнейшем эта тема получила развитие в монографии Г. Р. Иваницкого «Мир глазами био- физика», в которой автор излагает историю взаимосвязанного развития физики и биологии [3]. Схожим образом в работе «Функции в природе и технике», предназначен- ной для внеклассного чтения учащихся старших классов, Н. Я. Виленкин опи- сывает историю развития понятия функции, в том числе, затрагивая и историю физики. Среди прочего, в книге рассказывается об опыте ученых древности и средних веков, которые сталкивались с практическими задачами по описанию процесса падения тел при помощи параболических функций. Таким образом, автор задействует связь между дисциплинами «физика», «математика» и «исто- рия» для углубления знаний учащихся и повышения их заинтересованности к содержанию внешне эмоционально скупого раздела «Механика», подкрепляя абстрактные физические задачи интересными историческими примерами [1]. Книга В. Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии и биологии», изданная в 1986-ом, в простых терминах описывает единство естественнонаучных зна- ний, преподаваемых в рамках школьных дисциплин. Её первая часть посвящена анализу межпредметных связей естественнонаучных дисциплин в рамках изу- чения молекулярно-кинетической теории, теории строения и свойств веществ и квантовой теории. Следующие главы описывают более широкие обобщения физических, химических и биологических законов и представляют общую научную картину мира в соответствии с достижениями науки на момент напи- сания книги [4]. В 1987-ом была издана работа «Межпредметные связи курса физики в сред- ней школе», авторами которой являются Ю. И. Дик и И. К. Турышев. В ней рас- сматриваются роль, значение и возможные пути реализации межпредметных связей в школьном курсе физики. Каждая из глав книги посвящена межпредмет- ным связям в курсе физики определенного класса, охватывая все ступени обуче- ния физике в школе в тот период: с шестого по десятый класс. Кроме этого, в от- дельных главах рассматриваются примеры использования межпредметных свя- зей на учебных занятиях по физике, проводимых в нетрадиционных формах, от- личных от урока, а также во время внеклассного обучения физике [2]. Некоторые работы, посвященные межпредметным связям, используют си- нонимичное выражение «взаимная связь». Так, в 1977-ом году советским ака- демиком И. Д. Зверевым была написана монография «Взаимная связь учебных предметов». Современные исследователи связывают изучение межпредметных связей в советской педагогике, главным образом, именно с именем И. Д. Звере- ва, а также с исследованиями Ю. А. Самарина и В. Н. Максимовой. В. Н. Максимовой был написан ряд монографий, посвященных изучению и описанию опыта применения межпредметных связей: «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения» (1984 г.), «Межпредметные связи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=