Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 82 В. А. Шеков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КУРСА ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ зарождения изучения в отечественной педагогике понятия о межпредметных связях, использующихся для повы- шения эффективности процесса обучения, развития интереса обучающихся к предмету. Ключевые слова: межпредметные связи, ретроспективный анализ. В отечественной педагогике термин «межпредметные связи» впервые начал активно употребляться в послевоенные годы. В 1960 г. Академией педа- гогических наук РСФСР был выпущен «Педагогический словарь» под редакци- ей Н. К. Гончарова и И. А. Каирова, содержащий большое количество новых терминов, отражающих изменения в педагогике, а также новые вопросы в со- держании образования советской школы начала 60-ых годов. Одним из таких неологизмов стало понятие «межпредметные связи», которое получило в дан- ном словаре первое официальное определение. Межпредметные связи тракту- ются в нем как взаимная согласованность учебных программ различных пред- метов, школьных дисциплин, обусловленная системой наук и дидактическими целями учебно-воспитательного процесса школы того времени [6]. С развитием советской педагогики в послевоенное время начали все чаще издаваться научные и научно-популярные труды, посвященные межпредмет- ным связям школьных дисциплин. Эти материалы предназначались как для изучения учениками во внеурочное время, так и для учителей. Кроме этого, предметом изыскания некоторых авторов стало смежное и более широкое по- нятие об интеграции предметов. При этом интеграция рассматривалась в кон- тексте решения задачи по выстраиванию на занятиях системного и целостного представления об окружающем мире через включение, в том числе, межпред- метных связей. Обратимся к подобным работам отечественных методистов, отражающим анализ опыта введения в содержание школьных дисциплин межпредметных связей физики с прочими учебными предметами. В 1974-ом году была издана книга Ц. Б. Кац «Биофизика на уроках физи- ки», в которой проанализированы основные разделы школьного курса физики и биологии тех лет и представлены возможности связать их содержание между собой. По мнению автора, активное привлечение примеров из биофизики, как сферы изучения биологии, медицины и физики живого организма, является не-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=