Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 78 Е. С. Фомова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ДОШКОЛЬНЫХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Аннотация. В статье раскрывается понятие профессионально-педагогического мыш- ления студентов – будущих дошкольных дефектологов, изучаются механизмы профессио- нально-педагогического мышления. Профессионально-педагогическое мышление считается необходимо важным компонентом в процессе обучения в вузе для студентов будущих до- школьных дефектологов. В психологии и педагогике, исходя из работ зарубежных и отече- ственных ученых, были исследованы и изучены проблемы профессионально-педагоги- ческого мышления студентов – будущих дошкольных дефектологов. Ключевые слова: профессионально-педагогическое мышление, профессиональное об- разование, профессиональная деятельность педагога, студент, дошкольный дефектолог. Проблема развития мыслительной активности человека – одна из наиболее важных в психологии и педагогике. Достаточно существенное изучение имеет теоретическое и практическое значение. Складывающиеся в нашей стране но- вые общественные отношения (экономические, политические, правовые и др.) невозможны без формирования и развития определенного типа личности, кото- рой были бы присущи такие особенности умственной деятельности, таких как системность знаний, целостность и активность, гибкость,а также самостоятель- ность ума. В этой связи возникает вопрос подготовки инициативных, активных, развитых, энергичных, творческих будущих дошкольных дефектологов с разви- тым профессионально-педагогическим мышлением. Профессионально-педагогическое мышление – это такое мышление, кото- рое может проникнуть в причинно-следственные связи профессионально- педагогического процесса, анализ собственной деятельности, поиск научного обоснования успехов и неудач, предвидение и изучение результатов работы. Механизмы профессионально-педагогического мышления изучались во многих работах, которые были посвящены общим проблемам профессиональ- но-педагогической деятельности, в частности, в работах А. Бодалева, Н. Кузь- мина, А. Петровского, А. Щербакова и т. д. Понятие «профессионально-педагогическое мышление» можно понимать в нескольких смыслах. В одном смысле ученые подчеркнули достаточно высо- кий профессионально-квалификационный уровень будущего специалиста дошкольного дефектолога, так как здесь речь идет об особенностях профессио- нально-педагогического мышления, которые ярко выражают и показывают его качества. В другом смысле, отмечают особенности профессионально- педагогического мышления студентов дошкольных дефектологов [9, с. 95].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=