Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 76 спектакли, рассматривающие проблемы мигрантов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Моббинг педагога также чаще направлен на учащихся с особыми образо- вательными потребностями и учеников из семей мигрантов. Учитель делает множество несправедливых замечаний, использует сарказм, насмешку, угрозы. При этом похвала, позитивные оценки при взаимодействии учителя с ребенком- мигрантом зачастую отсутствуют. Дистанционный формат обучения также выступил дополнительным фак- тором риска, усложняющим положение ребенка-мигранта, замедляющим его адаптацию и интеграцию. Проблема дистанционного формата образования из научной и узко профессиональной превратилась сегодня в жизненно важную, которая не оставляет равнодушными ни учителей, ни учеников, ни родителей школьников. При дистанционном обучении значительно усилились дидактиче- ские и технологические риски, связанные с некорректным выбором учителем методов, приемов, способов осуществления образовательного процесса. Учи- тель не имеет реальной возможности адаптировать содержание учебного пред- мета к потенциальным возможностям школьников, не может принимать во внимание субъективный опыт мигрантов, их коммуникативные, стилистиче- ские и психологические барьеры [3, 4]. Такие традиционные дидактические принципы, как индивидуализация обучения, личностно-ориентированный под- ход, учет особенностей инклюзивной, поликультурной или полиэтнической среды не учитываются. Группа диспозиционных рисков связана с различными ценностными прио- ритетами учителей и школьников, учитель нередко навязывает детям- мигрантам, свои ценности, плохо представляя специфику их национальных и культурных ценностей. Успешное взаимодействие будущего учителя со школьниками-мигрантами предполагает высокий уровень креативности, оригинальности. В процессе изу- чения общей и педагогической психологии студенты знакомятся с факторами, тормозящими развитие креативности: поощрение конформизма, ригидность учи- теля, подавление инициативы, жесткая ориентация на успех. Целенаправленная подготовка будущих учителей к сопровождению учени- ков-мигрантов с учетом рисков системы образования позволяет утверждать: вы- пускники педагогического университета смогут более компетентно взаимодей- ствовать с этой группой детей, организуя безопасную образовательную среду. Литература 1. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: страте- гии, ресурсы, риски / Л. М. Митина. – М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 2. Федотенко, И. Л. Электронно-дистанционное образование: риски, вызо- вы, ресурсы / И. Л. Федотенко // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: Актуални проблеми, съвременни изследвания, опит: Сб. с науч. докл. – Габрово, 2020. – Кн. четвърта. – С. 135–138.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=