Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 75 спецификой поведения, конфессии, национальности. От учителя требуется определенная поликультурная и межконфессиональная информированность для успешного их сопровождения. Дети с проблемами физического и психического здоровья, так же, как и учащиеся мигранты, имеют низкий социальный статус в группе, чаще подвер- гаются буллингу и моббингу. Педагогическое сообщество и родители школьни- ков нередко воспринимают учащихся с миграционным опытом как «будущих террористов», стремятся оградить своих детей от общения с ними. Подготовка студентов к сопровождению связана с информацией об индикаторах школьного насилия, показывающих наличие в классе «жертвы» и «агрессора», о способах создания безопасной атмосферы. Для эффективного взаимодействия выпускников с «особым» ребенком, школьником-мигрантом важную роль играет реализация диалоговых техноло- гий, опыт участия студентом в групповых дискуссиях. Обсуждались темы: «Школьное насилие в поликультурной среде», «Дистанционный формат в ин- клюзивном пространстве: «за» и «против», «Традиционное и инклюзивное обу- чение: риски и ресурсы». Дискуссии учат будущих учителей согласовывать по- зиции, расширяют их смысловое поле [2]. На практике студенты фиксировали различные виды конфликтов, в кото- рых участвовали дети с особыми образовательными потребностями, ученики- мигранты. Полученный таким образом материал конкретной образовательной реальности становился объектом индивидуальной и групповой рефлексии на практических занятиях в университете. При подготовке будущих учителей к сопровождению школьников групп риска мы стремились учитывать собственный субъективный опыт студентов. Заменяя педагогов в период пандемии, студенты наблюдали межнациональные, межконфессиональные конфликты и сами непосредственно применяли различ- ные способы и техники реагирования в ситуации профессионального риска (за- частую, интуитивно). Студенты описывали ситуации интолерантного отноше- ния педагогов к детям с особыми образовательными потребностями, к школь- никам-мигрантам. Нередко учитель своим поведением демонстрирует неприя- тие «особого» ребенка, жестами, мимикой, интонациями показывает негативное отношение к школьнику-инофону, представителю другой культуры и нацио- нальности. Одноклассники «особого» ребенка «считывают» информацию и воспроизводят модели поведения педагога. В ответ протестная реакция уча- щегося, его агрессивное поведение, девиации [2, 3]. Толерантность сегодня из абстрактного феномена превращается в кон- кретную поведенческую реальность. Толерантность предполагает готовность учителя с пониманием относится к детским проступкам, девиациям, капризам, учитывая самочувствие ребенка. Будущие учителя анализируют типы интоле- рантных установок относительно ребенка-мигранта, учащегося с ограниченны- ми возможностями здоровья. Студенты моделируют ситуации с неадекватным типом отношения к «особому» ребенку. Существенный вклад в стимулирова- ние толерантности, эмпатии вносит художественная литература, кинофильмы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=