Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 74 имеют проблемы в состоянии физического и психического здоровья. Таким об- разом, инклюзия в «широком» и «узком» смысле слова в реальности тесно пере- плетаются, усложняя и без того непростую образовательную ситуацию. Парадокс состоит в том, что при наличии значительного числа школьни- ков-инофонов, в системе образования нет такой категории, как «ребенок- мигрант». Условно социологи и педагоги различают детей с российским граж- данством и детей, которые его не имеют. Значительная часть учителей и школьных психологов не готова к эффек- тивной деятельности в инклюзивном пространстве, старается отказаться от но- вой для них ответственности. Педагоги не считают важной для себя информа- цию о национальных, культурных, конфессиональных особенностях учащихся, которые учатся в их классе. Типичная позиция учителя: родители и дети прие- хали в Россию, значит должны учитывать традиции, обычаи нашей страны, стремиться узнать ее историю и культуру. Но это идеология не имеет ничего общего с ценностными приоритетами эффективного профессионала, понимаю- щего, что вектор должен быть направлен в обе стороны. Миграция – сложный социальный процесс, связанный со взаимным влиянием, как принимающего общества, так и сообщества мигрантов. Это взаимодействие сопровождается приспособлением мигрантов к новым социальным, культурным, экономиче- ским, правовым условиям. Политическая и экономическая реальность такова, что поток мигрантов и беженцев в нашу страну будет постоянно возрастать, что объективно приведет к увеличению количества школьников-инофонов в классах. Дети-инофоны в рос- сийских школах – это далеко не всегда дети трудовых мигрантов из двух-трех бывших советских республик. Это могут быть школьники из семей самого разного гражданства, достатка, образовательного и культурного уровня: от беженцев из Афганистана до российских граждан из Чечни и Дагестана, от приезжих из Узбеки- стана, Армении, Таджикистана до граждан Вьетнама, Индии и Китая. Адаптация – процесс усвоения школьником-мигрантом стереотипов пове- дения, социальных норм, ценностей, компетенций, позволяющих ему успешно общаться с одноклассниками. Интеграция – процесс включения в систему со- циальных, правовых и культурных отношений. Пока наши образовательные организации не захлестнуло «миграционное цунами», необходимо подумать о целенаправленной подготовке будущих учи- телей к эффективному сопровождению детей-инофонов. Выпускники университета в своей профессиональной деятельности, долж- ны помочь этим школьникам адаптироваться не только к российской языковой среде, но и погрузиться в систему российских ценностей [1]. Подготовка будущих учителей к сопровождению учащихся предполага- ет знакомство студентов с основными этапами интеграции мигрантов: этап эйфории или «медовый месяц» достаточно быстро сменяется этапом «наступа- ющего разочарования»; затем «ориентационный этап», «преодоление депрес- сии» и деятельностный этап. Мы пытаемся убедить будущих учителей, что школьники-инофоны – это не однородная масса, они отличаются особенностями культуры и субкультуры,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=