Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 73 И. Л. Федотенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УСПЕШНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Аннотация. Автор статьи убеждает в необходимости целенаправленной подготовки студентов к сопровождению школьников-мигрантов. Выпускники должны помочь эффек- тивной адаптации и интеграции детей-инофонов, предупредить буллинг, моббинг, межнацио- нальные конфликты в инклюзивной среде. При подготовке будущих учителей используются диалоговые технологии, исследовательский материал педагогической практики, субъектив- ный опыт студентов. Описаны основные риски образовательного пространства в условиях пандемии, тормозящие успешную адаптацию школьников-мигрантов. Ключевые слова: школьники-мигранты, студенты, национальные, культурные, конфес- сиональные особенности, дети-инофоны. Высшая и средняя школа современной России испытывает сегодня значи- тельное количество вызовов и угроз, связанных с нестабильностью системы об- разования, социально-экономическими рисками, пандемией. В условиях инклюзивного образования резко возрастает значимость гума- нистических ценностей учителя и преподавателя университета. В отечествен- ной традиции «инклюзия» чаще понимается в «узком» смысле слова: как вклю- чение в образовательное пространство вместе со школьниками, чье развитие соответствует норме, учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья. Однако мы не можем игнорировать инклюзию в «ши- роком» контексте, так как в классах находятся дети разных культур, нацио- нальностей, конфессий, школьники-мигранты. Рост числа учеников с физическими и психическими проблемами очеви- ден для педагогов, психологов, врачей, социальной службы. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие временные или посто- янные нарушения в физическом или психическом развитии, которые нужда- ются в создании специальных условий. В медицинском и психолого- педагогическом сообществе формируется установка: к каждому школьнику подходить не с позиции того, чего он не в состоянии выполнить при наличии дефекта, а с позиции того, что он может успешно сделать, несмотря на огра- ниченные возможности здоровья. В современной ситуации практически каждая образовательная организация Тульского региона представляет собой инклюзивную среду, включающую детей с особыми образовательными потребностями. В последнее время значительно увеличилось количество школьников из семей мигрантов, которые также нуж- даются в поддержке и сопровождении. При этом учащиеся-мигранты нередко

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=