Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 7 Т. М. Пономарева, О. В. Чукаев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ * Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения концептуальных подходов к изучению профессиональных траекторий выпускников педагогических классов и организа- ции мониторингового исследования. Ключевые слова: профессиональная траектория, профессиональные траектории выпуск- ников педагогического класса, концептуальные подходы к исследованию профессиональных траекторий, мониторинг. Анализ современных исследований показывает, что существует ряд про- блем, касающихся преемственности программ разных уровней образования, позднего профессионального самоопределения учащихся, слабой осведомлен- ности студентов-первокурсников педагогических вузов о педагогической про- фессии, которые зачастую руководствуются формальным мотивом поступле- ния в педагогический университет, плохо представляют себе свою будущую профессиональную педагогическую перспективу, а также испытывают в про- цессе профессиональной подготовки познавательные затруднения разного типа (мотивационные, организационные, коммуникативные, рефлексивные и др.). Эти обстоятельства определяют актуальность исследования професси- ональных траекторий выпускников педагогических классов в режиме монито- ринга, что позволит определить условия, способствующие формированию у школьников интереса к педагогической деятельности, развитию творческого потенциала педагогов и учащихся, выявлению и поддержке одаренных детей, развитию системы ранней профориентации. Мы выделили следующую проблему исследования: какие факторы ока- зывают влияние на профессиональный выбор выпускника педагогического класса и его последующую реализацию? Соответственно, цель нашего иссле- дования: выявление внешних и внутренних факторов, определяющих выбор профессиональных перспектив субъектом образовательного процесса в педа- * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Исследование профессиональных траекторий выпускников педагогических классов».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=