Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 57 Е. М. Рарова, Н. М. Исаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ БАНКА ЗАДАНИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Аннотация. В кратком сообщении показана значимость функциональной грамотности для российских учащихся. Целью работы был анализ требований, которые предъявляются к заданиям на формирование функциональной грамотности. Рассмотрена модель таксономии уровней познавательной деятельности Б. Блума как эффективный подход к составлению за- даний по формированию функциональной грамотности. Проанализированы результаты уча- стия студентов факультета математики, физики и информатики в проекте «Повышение уров- ня функциональной грамотности школьников Тульской области» Ключевые слова: функциональная грамотность, практико-ориентированные задачи, си- туационные задачи, модель таксономии Блума. Важную роль в модернизации системы образования играет формирование у обучающихся функциональной грамотности, то есть способность использовать полученные знания, умения и навыки в решении задач в новых нестандартных ситуациях. Формируется она при изучении всех школьных дисциплин в образо- вательном процессе, построенным в методологии компетентностного подхода. В нашем регионе при участии Тульского государственного педагогическо- го университета им. Л. Н. Толстого Министерством образования Тульской об- ласти разработан проект «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области». Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от тра- диционных учебно-познавательных задач комплексным характером. Их структу- ра предполагает различные формы работы с информацией. Предметные знания обещающихся является опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях, а не просто осваиваются в систему понятий конкретной науки. С целью развития функциональной грамотности учитель вводит в учебный процесс различные типы задач: практико-ориентированные, ситуационные за- дания. Одни предполагают мобилизовать не только теоретические знания из предметных областей, но знания из повседневного опыта. Вторые помогают увидеть обучающимся как могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей. Одним из эффективных подходов к составлению заданий по повышению уровня математической грамотности обучающихся является модель таксоно- мии уровней познавательной деятельности Б. Блума через набор наблюдаемых действий. Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, а также классифицировал их в порядке возрастания сложности:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=