Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 52 С. С. Провоторова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рас- сматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий у младших школь- ников в образовательной среде школы в период пандемии. Ключевые слова: дистанционное обучение, младшие школьники, пандемия, универ- сальные учебные действия, формирование. Введение. Долгое время дистанционная форма обучения являлась для Рос- сийского образования чем-то до конца неисследованным и использовалась то- чечно и по определенному назначению. Но, во время неожиданно охватившей весь мир пандемии, именно эта форма проведения занятий стала спасительной и незаменимой, и до сих пор занимает лидирующие позиции во всех сферах об- разования. Цель статьи. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть вопросы формирования универсальных учебных действий у млад- ших школьников в образовательной среде школы в период пандемии. Изложение основного материала. Обратимся к определению А. А. Ан- дреева, которое, как нам кажется, точно отражает сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерак- тивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со сред- ствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в про- странстве и времени, который реализуется в специфической дидактической си- стеме» [1, с. 33]. Но несмотря на изменившиеся формы проведения занятий, задачей школь- ного образования по-прежнему является развитие у учащихся навыков само- стоятельного обучения, контроля и оценки достигнутых результатов, говоря иначе − формирование универсальных учебных действий. Существующая ре- альность вносит коррективы в работу учителя по формированию универсаль- ных учебных действий в связи с пандемией. На сегодняшний день понятий, раскрывающих суть термина «универсаль- ные учебные действия» (по-другому «общеучебные действия»), широкое мно- жество. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам исследования позволил нам выделить позицию А. В. Федотовой, которая определяет: «универсальные учебные действия – это обобщённые дей- ствия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, − как в раз- личных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=