Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 50 поисковым, исследовательским, проектным методам обучения с высокой до- лей самостоятельной работы учащихся. В ходе экспериментальной работы использовались следующие методы ис- следования: анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблю- дение, анализ продуктов деятельности учащихся, методы математической ста- тистики. Анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать неко- торые выводы. В частности, стало понятно, что наглядные средства являются доступными и понятными для активного усвоения учебного материала по фи- зике. Но большая часть школьников предпочитает использование проекцион- ных пособий и объемных моделей, так как в настоящее время в школах часто используются технические средства обучения, при помощи которых обучаю- щиеся могут визуально проследить в динамике процессы и явления, использу- ющиеся при решении экспериментальных и других задач по физике. Это, несо- мненно, помогло повысить интерес и мотивацию обучающихся к учебному предмету – физика. Особое внимание мы уделили освоению методики применения статистиче- ских методов в педагогике, т. к. общение с учителями – практиками показало полное отсутствие у них представлений об этом. На констатирующем этапе экспериментальной работы была разработана и проведена первая самостоятельная работа, задания в которой проверяли начальный уровень сформированности УУД (1–5), обозначенных в данной ста- тье выше. После проведения серии уроков физики по нашей методике, учащим- ся была дана вторая самостоятельная работа такого же плана. Полученные ре- зультаты позволили провести сравнение результатов выполнения учениками первой и второй самостоятельных работ. Для объективной оценки результатов исследования мы обратились к учебно-методическому пособию А. А. Русакова, Ю. И. Богатыревой «Статистические методы в педагогике и психологии» и провели обработку данных при помощи G-критерия [5]. Для уровня значимо- сти p=0,05 по результатам эксперимента неравенство Tэмпир>Tкрит выполня- ется. Таким образом, следует сделать вывод о положительной тенденции по- вышения у ребят уровня овладения выделенными умениями – УУД (1–5), что стало возможным при целенаправленной и систематической работе со знаково- символической наглядностью на наших занятиях по физике. Литература 1. Афонин, И. Д. Психология и педагогика высшей школы: Учеб. пособие / И. Д. Афонин, В. А. Смирнов. – Королев: МГОТУ, 2017. 2. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста: Учеб. / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. 3. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс / О. Ю. Ефремов. – СПб.: Пи- тер, 2009. – (Сер. «Краткий курс»). 4. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Зан- ков. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1960.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=