Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 49 (УУД), которыми должны овладеть и уметь уверенно применять школьники в различных учебных, и не только, ситуациях. В частности, по требованиям ФГОС общего образования, деятельность учащихся со средствами знаково-символической наглядности является неотъ- емлемым компонентом любого урока. Проблемы использования знаково-символической наглядности в процессе обучения раскрывались в работах Афонина И. Д. [1], Волкова Б. С. [2], Ефре- мова О. Ю. [3], Занкова Л. В. [4], Эльконина Д. Б. [7] и др. Показана роль зна- ков в обучении при организации успешной познавательной деятельности уча- щихся и в методике обучения физике. Так, проблема использования наглядных средств изучалась С. Е. Каменецким, В. В. Майером, Н. С. Пурышевой, В. Г. Разу- мовским, Е. А. Самойловым, Ю. А. Сауровым, H. H. Тулькибаевой и др.[6] При этом исследователи отмечают, что систематическое применение кодирования и перекодирования учителем разнообразных потоков информации посредством перехода от одних знаков и символов к другим чрезвычайно важно для пони- мания и усвоения сложных понятий. Это особенно важно в условиях профиль- ного обучения физике, призванного учитывать личностные особенности уча- щихся, их мотивацию, интересы в сфере будущей профессии. Компетентностный подход к подготовке учителя, реализуемый в нашем вузе, позволяет в процессе прохождения производственной практики по полу- чению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности провести педагогическое исследование – педагогический эксперимент, как эле- мент научно-методической работы, и научиться анализировать его результаты. Так, нами был разработан план проведения такой работы. Целью проводимого нами педагогического эксперимента являлась проверка разработанной методи- ки введения и активного использования знаково-символической наглядности в процессе обучения физике в основной школе в 7 классе. В связи с этим на протяжении эксперимента нами отслеживалось развитие у учащихся таких умений – универсальных учебных действий (УУД) как: 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2. Поиск и выделение необходимой учебной информации. 3. Структурирование знаний. 4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 5. Смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Разработанная нами методика предполагала отбор такого содержания учебного материала, которое позволяло учащимся многократно работать с учебным текстом, с применением физической терминологии и символики, овладевать символьным языком формул и графиков, развивать изобразитель- ные умения и навыки, а также извлекать и озвучивать (описывать) информа- цию, представленную в схемах, таблицах, кластерах, опорных конспектах, рисунках, фото, видео-фильмах, кроссвордах, презентациях и др. Предпочте- ние было отдано индивидуальным и групповым формам работы, частично-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=