Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 46 Подобного рода программные решения предоставляют следующие основные возможности: • эффективная организация адаптивного, интервального, персонализиро- ванного обучения; • автоматическое оценивание результатов обучения; • возможность объективного независимого оценивания процесса обучения как со стороны учащихся, так и со стороны учителя; • осуществление контроля дистанционного процесса оценивания знаний и др. Адаптивность обучения предполагает, прежде всего, возможность отсле- живания индивидуального прогресса каждого обучающегося с предоставлени- ем объективных данных о темпах и качестве усвоения учебного материала. Темп и методика учебного процесса в условиях персонализированного обуче- ния напрямую зависят от интересов, способностей, предпочтений и потребно- стей каждого обучаемого. Нейросеть «настраивает» учебный процесс, создавая для каждого учащегося наиболее удобный и комфортный режим обучения, от- слеживая при этом интервалы «забывания» и степень актуальности усваивае- мой информации. Противники данного «вторжения» искусственного интеллек- та в образовательный процесс рисуют весьма пессимистичные картины даль- нейшего полного отмирания профессии учителя за счет замещения педагога- наставника комфортным объективным (но абсолютно бездушным!) тьютором- машиной. Подобные рассуждения выглядят совершенно неубедительными в свете основного тезиса о вспомогательной роли технологий искусственного интеллекта во всех сферах жизни общества. Искусственный интеллект – это, прежде всего, алгоритм, который написан человеком. Любая, даже самая «ум- ная» машина способна действовать только в рамках того алгоритма, который в ней заложен. Поэтому определять цели и задачи использования интеллекту- альных технологий в процессе обучения, оценивать их возможности и эффек- тивность применения и впредь будет только учитель. А в плане контроля и оценивания результатов обучения технологии искусственного интеллекта мо- гут оказать учителю существенную помощь и поддержку, поскольку способны собрать и проанализировать огромные объемы информации, связанные с каж- дым учащимся. Такая работа весьма трудоемка и обычно требует значительно- го времени, которое учитель или преподаватель может посвятить совершен- ствованию и развитию своих знаний. Особое применение технологии искусственного интеллекта находят в ди- станционном обучении, в частности, в организации итогового контроля в виде эк- заменов. Нейросеть способна распознать, списывает ли обучающийся, читает ли он чужой текст, или пользуется своим конспектом при ответе на экзамене. Такая независимая оценка процесса подготовки и ответа учащегося призвана помочь учителю в оценивании знаний обучающихся. И опять здесь нейросеть выступает всего лишь помощником педагога, не заменяя и не отменяя его работы. Технологии искусственного интеллекта способны сделать образователь- ный процесс более комфортным, интересным (виртуальная и дополненная ре- альности, дидактические игры), удобным как для учителя, так и для учащихся. Однако, не стоит переоценивать данные возможности и тем более, идеализиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=