Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 41 содержанию, постоянно повторяющихся циклов разработки, что обеспечивает достижение масштабной цели путем постепенного продвижения с расширением функционала и возможность в процессе этого продвижения корректировать уже разработанные участки учебного курса. Данная модель ориентирована, прежде всего, на масштабные проекты, кор- поративные образовательные курсы, поэтому предполагает не индивидуальную работу педагогического дизайнера программы, а сотрудничество нескольких раз- работчиков, экспертов, а также участие обучающегося (на заключительной ста- дии). Как следствие, такой подход обеспечивает ускорение и оптимизацию про- цесса разработки учебной программы [3]. Данная особенность обуславливает по- вышенные требования к подготовке педагогического дизайнера: он должен сво- бодно владеть учебным материалом и иметь очень хорошую методическую под- готовку, чтобы в полной мере использовать все возможности данной модели. Модель ALD, напротив, не применима для масштабных курсов, однако, оптимальна для создания узкоспециализированных курсов, например, для про- ектирования содержания курсов повышения квалификации или профессио- нальной переподготовки – там, где важно обеспечить активное вовлечение слушателя в краткий, но интенсивный процесс обучения. Преимуществом дан- ной модели является быстрота и гибкость разработки учебных курсов. Максимально ориентирована на потребности обучающихся модель педагоги- ческого дизайна ARCS, которая использует четыре мотивационные стратегии, свя- занные с их вниманием, значимостью, уверенностью и удовлетворенностью [1]. Преимуществом данной модели является тщательный подбор содержания учебного курса и форматов его преподнесения, что позволяет сформировать и поддерживать у обучающихся мотивацию к обучению на основе материального, интеллектуаль- ного и эмоционального удовлетворения. Специфика этой модели может обернуться и недостатком: излишнее смещение фокуса разработчика на мнение обучающихся в конечном итоге может привести к снижению эффективности обучения. Таким образом, педагогический дизайн учебных курсов можно осуще- ствить с помощью ряда моделей, каждая из которых предполагает определен- ную технологию работы разработчика над обучающим курсом, имеет свои пре- имущества и недостатки, которые связаны, прежде всего, с ограничениями по масштабу и возможностями корректировки учебных материалов. Литература 1. Асламова, Т. В. Модель педагогического дизайна как технология инно- вационного подхода к обучению в высшей школе / Т. В. Асламова // Евразий- ский союз ученых (ЕСУ). – 2020. – № 11(80). – С. 19–21. 2. Гоголева, Н. А. Педагогический дизайн по модели ADDIE в проектиро- вании инновационных образовательных программ / Н. А. Гоголева, Н. В. Кар- пачева // Сахалинское образование – XXI век. – 2020. – № 3. – С. 17–22. 3. Денисова, Н. Г. Совершенствование организации учебного процесса с помощью моделей педагогического дизайна / Н. Г. Денисова, О. О. Курилова // Регион. вестн. – 2019. – № 8(23). – С. 39–40.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=