Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 40 Н. Н. Левкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Аннотация. В современных условиях все более актуальными становятся дистанцион- ное и смешанное обучение, в рамках которых традиционные подходы к образовательному процессу не работают. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо ис- пользование инновационных подходов, например использование принципов педагогического дизайна, в рамках которого выделяют различные модели, каждая из которых имеет свои пре- имущества и недостатки. Ключевые слова: педагогический дизайн, модель ADDIE, модель SAM, модель ALD, модель ARCS. Пандемия Covid-19 и связанные с ней ограничения внесли колоссальные изменения во все сферы жизни людей, в т. ч. и в сферу образования: перевод на дистанционную работу и связанные с этим трудности поставили всех участни- ков образовательного процесса перед фактом: по-прежнему уже не будет. Для того, чтобы сохранить эффективность учебного процесса в новых условиях, необходимо активное использование новых подходов, смещающих фокус вни- мания с преподавателя как ключевой фигуры этого процесса в сторону цифро- вых технологий и инструментов, обеспечивающих мотивацию и активную по- зицию студентов. Педагогический дизайн представляет собой теорию и практику разработки учебных материалов и средств обучения с целью создания интерактивной обра- зовательной среды. Конкретный алгоритм проектирования этой среды различа- ется в рамках разных моделей педагогического дизайна. Классической моделью педагогического дизайна считается модель ADDIE, предполагающая пять последовательных этапов проектирования обучения той или иной дисциплине: анализ, дизайн, разработка, реализация и оценка. Бесспор- ным преимуществом этой модели является пошаговое руководство для разработ- чика учебной программы. Кроме того, цикличный характер прохождения пяти этапов позволяет обеспечить обратную связь на каждом этапе и возможность кор- ректировки учебных материалов после прохождения всех пяти этапов [2]. Основным недостатком данной модели является невозможность разделить курс на блоки и работать с ними последовательно – пять этапов этой модели должны быть реализованы для проекта в целом. В рамках модели SAM проектирование учебного процесса включает три стадии: подготовку и повторяющиеся циклы «дизайн – прототип – тестирова- ние» и «разработка – внедрение – оценка». Особенностью данной модели явля- ется то, что процесс проектирования предполагает выполнение небольших по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=