Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 4 В. Н. Андреев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ИСТОРИИ * Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к планированию и реализации учебно-образовательных программ, интегрирующих предмет- ное содержание и иностранный язык. Указываются цели, задачи и возможные результаты научно-исследовательского проекта, направленного на разработку методических основ учеб- ной дисциплины, интегрирующих предметное содержание истории и английского языка в про- фильных классах средней школы. Ключевые слова: предметно-языковой интегрированный подход, интегрированное пре- подавание истории и английского языка. Предметно-языковое интегрированное обучение характеризуется в зару- бежной и отечественной литературе как одна из наиболее инновационных совре- менных систем обучения и предполагает одновременную реализацию в рамках одной образовательной программы двух предметно-содержательных областей – иностранного языка и другого предмета. Сам термин «предметно-языковой интегрированный подход» является отечественным эквивалентом англоязычного термина "content and language in- tegrated learning" (CLIL). Он был введен британским методистом Дэвидом Маршем в 1994 г. [3] в качестве термина, объединяющего разнообразные под- ходы в преподавании, где иностранный или неродной язык учащихся служит той системой, которая соединяет предметное содержание и самих обучаю- щихся, то есть те подходы, которые ранее были известны как билингвальное обучение (bilingual education), иммерсивное обучение (immersion), обучение, ориентированное на содержание (content-based instruction) и др. Классическим определением данного подхода является следующий: «CLIL is a dual-focused educational approach in which an additional language is used for the learning and teaching of both content and language» (двунаправленный образовательный под- ход, при котором дополнительный (вспомогательный, неродной) язык исполь- зуется в обучении и преподавании самого языка и предметного содержания других дисциплин) [2, c. 4]. * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Методика интегрированного предметно-языкового обучения в школе при препода- вании истории».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=