Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 38 – рассмотрение видов научных мероприятий и оценку возможности лично- го участия в них; – выбор конкретной темы для индивидуального исследования, а затем сбор, анализ, обработку и интерпретацию собранных данных для подготовки научного доклада и мультимедийной презентации; – выступления на научных мероприятиях, участие в научных дискуссиях. На заключительном этапе практики студенты должны проанализировать результаты своей деятельности и подготовить отчеты о прохождении практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, а также выступление на итоговой конференции по практике. Эффективность учебной практики определяется многими факторами, но прежде всего всеми ее участниками – студентами и куратором конкретного направления. К началу учебной практики студенты, обучающиеся в одной группе, обла- дают разными стартовыми возможностями. Отдельные студенты уже имеют опыт подготовки докладов и выступлений на научных конференциях, опубли- ковали одну или две статьи. С этими немногочисленными студентами работать легко. Они способны самостоятельно выбрать и сформулировать тему своего исследования, осуществить поиск источников информации, проявляют интерес к исследовательской работе, работают в хорошем темпе. Эти студенты требуют небольшой поддержки и стимулирования самостоятельной деятельности. Им нужна помощь в корректировке текстов написанных статей и докладов, по- скольку студенты не всегда способны изложить материал научным языком. Вторая категория студентов проявляет интерес к исследовательской рабо- те, знает, в каком направлении хочет работать, но затрудняется с формулиров- кой темы, поиском источников информации и оценкой их качества, логикой по- строения доклада или статьи. Их в процессе работы нужно регулярно консуль- тировать по всем возникающим вопросам, то есть сопровождать на всех этапах научно-исследовательской деятельности. Преодолевая возникающие на каком- то этапе трудности, студенты этой категории легко переходят к следующему этапу исследовательской деятельности. Есть и третья небольшая часть студентов, не проявляющих интереса к уча- стию в исследованиях, что может быть связано с отсутствием каких-либо навы- ков научно-исследовательской работы. Именно эти студенты требуют к себе постоянного внимания, оказания существенной помощи при освоении каждого этапа научно-исследовательской работы: от выбора темы до оформления закон- ченного доклада или статьи. Если студент не может определить тему для своего исследования, препо- даватель должен предложить несколько вариантов тем, а затем помочь ему адекватно оценить свои возможности и выбрать из предложенных тем одну. Далее преподавателю следует порекомендовать студенту несколько источников информации, показав их особенности. Каждый шаг исследовательской деятель- ности студентов этой категории требует контроля: внешнего со стороны препо- давателя и внутреннего контроля самого студента. Поскольку навыки само-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=