Университет XXI века: научное измерение

Научные подходы к физическому воспитанию современной молодежи 341 случайно причинённая одному игроку другим в результате агрессивного поведе- ния, по определению не является агрессией. Первый игрок должен иметь наме- рение причинить другому травму. Зачастую на практике очень трудно опреде- лить преднамеренность действий одних игроков к другим[2]. Это приводит к по- явлению новых средств контроля игроков – введение нескольких судей, техни- ческие средства, позволяющие установить намерения игроков с целью разре- шить спорные ситуации (яркий пример – система видеопомощи арбитрам в фут- боле, включенная в правила игры в футбол от 2018 года). Из вышесказанного следует, что спортивные специалисты несут полную моральную ответственность за чёткое разграничение агрессивности направленной на нанесение ущерба и напористым поведением. Итак, агрессия – сложная поведенческая реакция, и зависит она от очень многих физиологических факторов. Эрих Фромм выделяет два вида агрессии – злокачественную и доброкаче- ственную. Доброкачественная агрессия – это защитная реакция, ответ индивида или группы на различного рода негативные ситуации, опасность, угрожающую их интересам. Для спортсмена именно такая агрессия важна для формирования активности, стабилизации спортивной ситуации [4]. Злокачественная же агрессия не имеет ничего общего с важными для инди- вида потребностями и способами их удовлетворения. Она направлена исключи- тельно на деструктивный компонент деятельности. Как это относится к спортсменам? С точки зрения спортивной психологии, умеренная, контролируемая агрессия вносит дополнительную энергию в состяза- ние, придаёт спортсмену неописуемое чувство совершения невозможного. Реше- ние одних спортивных задач требует от спортсмена оптимальной степени агрессив- ности, других же не требует её вовсе. Атлет должен уметь направлять свою агрес- сию на решение спортивных проблем, а не причинение вреда другим и себе. Для спортивного тренера интерес представляет зависимость между прояв- ляемой атлетом агрессией в ходе тренировок и состязаний и полученных при этом результатах. Изучая эту зависимость, тренер может понять каким образом агрессия влияет на спортивные достижения индивида и выбрать дальнейшую стратегию тренировок. Исследованиями не выявлена разница в уровне агрессивности спортсменов и не спортсменов, то есть предположения о том, что спорт способствует разви- тию агрессивного поведения не уместны. Различия между юношами и девуш- ками тоже незначительны [3]. Каждый трактует спортивную агрессию по-разному. Что заставляет спортс- мена «разозлиться спортивно» агрессией называться не может. Литература 1. Платонова, З. Н. Проявления агрессии у подростков-спортсменов / З. Н. Пла- тонова // Педагогика. Психология. Философия. – 2017. – № 3 (07). 2. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – СПб., 1996.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=