Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 34 жизненной перспективы, которая показывает взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего (Л. Франк); влиянием определенных объектов и событий (Ж. Нюттен); что важнейшим фактором профессионального самоопределения является пред- ставление человека о самом себе (Д. Сьюпер). В отечественной науке данные аспекты изучались с позиций событийного (С. Л. Рубинштейн), системного (Л. С. Выготский, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов и др.), аксиологического подходов (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Голова- ха, И. С. Кон и др.) и др. подходов [3, с. 7]. Несмотря на многообразие исследо- ваний, общей для них идеей является акцент на самой личности, перед которой стоит сложная задача выбора жизненной перспективы и профессионального самоопределения. Следует согласиться с ведущей идеей о том, что определяющую роль в дан- ном процессе играет субъектная позиция самого обучающегося, представление им «себя в профессии» на всех этапах профессионального выбора, становления и раз- вития. Существенный вклад в осмысление данной идеи внесли Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, Е. Ф. Зеер. С точки зрения психологии «Я-концепции» субъектная позиция в контек- сте самоопределения личности представлена «Я-образом» и предполагает наличие перспективных планов, связанных с будущей профессией. Субъектная позиция как ценность – интегративная личностная характери- стика, отражающая отношение человека к себе, к деятельности, миру и жизни, в целом. Среди сущностных характеристик данного понятия исследователи отмечают: детерминированность жизнедеятельности, личностную зрелость, из- бирательность и преобразующий характер деятельности, обеспечение согласо- вания между целями, мотивами, способами действий, достижение единства внутренних и внешних механизмов деятельности, условие личностно-профес- сионального самоопределения и развития и др. [2, с. 109]. Становление субъектной позиции обучающихся в педагогических классах предполагает процесс формирования у них личностных качеств, значимых для будущей педагогической деятельности, развитие мотивации, рефлексивности и готовности связать свою профессиональную траекторию с выбором педагоги- ческой профессии. Анкетирование выпускников педагогических классов последних лет, пока- зало взаимосвязь между интересом к проводимым в педагогических классах за- нятиям и степенью удовлетворенности образовательным процессом. Так из 155 респондентов полностью удовлетворены и испытывали интерес в процессе под- готовки – 115 (74,2%). При этом они отмечали, что занятия им нравятся, они посещали их с удовольствием, расширили представления о деятельности педа- гога, достаточно хорошо представляют себя в образе учителя. Частичную удо- влетворенность выразили 36 (23,2 %) выпускников, отметив, что некоторые за- нятия им были интересны, другие – нет (сложный для усвоения материал, недо- статочно интерактивных форм и пр.). Не удовлетворены процессом подготовки 4 (2,6 %) человека, которые в своих анкетах отмечали сложность программы и то, что они не справлялись с заданиями для самостоятельной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=