Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 336 Н. А. Добролюбов также огромное значение придавал оздоровительной направленности физического воспитания. Но именно П. Ф. Лесгафт создал науч- ную основу физического воспитания [3]. В начале ХХ века существовало мнение о том, что Царское правительство не обращает внимание на состоянии физической культуры и спорта. Однако, уже 1911 год был отмечен созданием Российского олимпийского комитета. Вслед за этим по- следовало создание Временного совета по делам физического развития населения. Так как кризис коснулся и военной сферы, то необходимо было более вни- мательно отнестись к проблемам организации физического воспитания в военно- учебных заведениях. Эти вопросы повышения значения военно-физического воспитания разрабатывали профессор П. Ф. Лесгафт и генерал А. Д. Бутовский. Несмотря на последующие реформы после отмены крепостного права остались проблемы развития физического воспитания в средней и высшей школе. Те уставы, которые были приняты в результате реформ, больше касались внедрении грамотности в широкие слои населения, но практически не затрагивали физического воспитания. Для решения этой проблемы началось создание различных обществ, кото- рые оказывали содействие физическому воспитанию учащейся молодежи. В начале ХХ века войны и революции выявили проблемы недостаточно во- енной направленности физического воспитания, в результате чего были пред- приняты попытки введения элементов военизации в школе. Однако это крайне негативно восприняла интеллигенция. В это же время, 30 апреля 1910 года, в России появляются отряды мальчи- ков-скаутов и девочек-герлскаутов. Скаутизм – это система физического и нрав- ственного воспитания, которая базируется на любви к природе, следопытству и походам. На занятиях широко использовались военизированные игры, приме- нялись различные ритуалы и заповеди. В период первой мировой войны скауты помогали раненым, старикам и больным. К 1917 году «скаутят» было уже около миллиона человек. Однако после революции скаутское движение в России запретили. Причи- ной явилось несоответствие советской идеологии. В заключении можно сказать о том, что развитию физической культуры и спорта во второй половине XIX – начале XX века способствовали реформы, которые следовали за кризисами, возникающими в результате войн и революций. Литература 1. Григорьев, А. Е. Физическое воспитание в России ( XIX – начало XX века) / А. Е. Григорьев // Ист. очерк. – СПб.: 1994. 2. Зелекон, Е. Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР / Е. Ю. Зе- лекон. – М.; Л.: Физкультура и спорт, 1940. 3. Симонкина, Ю. С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физиче- ского образования [Электронный ресурс] / Ю. С. Симонкина // Актуальные за- дачи педагогики: Материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, дек. 2011 г.). – Чита: Мол. ученый, 2011. – С. 55–57. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/20/1333/ (дата обращения: 28.10.2021).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=