Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология в образовании 33 М. А. Кувырталова, Н. В. Савельева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИ Ю * Аннотация. В статье актуализируется проблема развития субъектной позиции старше- классников на этапе довузовской подготовки в педагогических классах: рассматриваются подходы к понятию, его сущностные характеристики; приводятся данные исследования выпускников педагогических классов; формулируются условия (субъектные и институцио- нальные), позволяющие выпускникам педклассов определиться с профессионально-образо- вательной траекторий, ориентированной на педагогическую профессию. Ключевые слова: педагогическая профессия, субъектная позиция, профессиональная ориентация, педагогические классы. В современном динамичном мире к человеку 21 века предъявляются до- статочно высокие требования. Среди них – не только личностная зрелость, но и профессиональная компетентность, мобильность мышления, готовность к не- прерывному образованию и самореализации в социуме. Это актуализирует про- блему профессионального выбора обучающимися уже на ступени школьного образования. Сама по себе данная проблема не нова, о чем свидетельствует накопленный отечественный опыт в сфере профессиональной ориентации обу- чающихся, деятельности педагогических классов как одной из форм подготов- ки учительских кадров еще в 19 веке [4]. Педагогическая профилизация в Рос- сии постсоветского периода относится к 2013–2019 годам. Этот период был от- мечен созданием педагогических классов на базе различных образовательных организаций: городских и сельских школ, колледжей, педвузов. В отличие от дореволюционных их основная миссия – довузовская подготовка и мотивация школьников на выбор педагогической профессии. Однако этот процесс шел не- равномерно. Определяются регионы, где функционирование педклассов факти- чески было прекращено, и те, где традиции их деятельности сохранялись и раз- вивались все последующие годы. Среди них Москва и Московская область, Но- восибирская, Свердловская, Владимирская области и др. Данная работа сопро- вождалась различными исследованиями. Особо необходимо отметить труды Г. А. Чередниченко [5]. Несомненно, что процесс выбора обучающимся профессиональной траек- тории, многофакторный и многоаспектный. Зарубежными учеными установле- но, что он связан с формированием в сознании обучающегося образа временной * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Исследование профессиональных траекторий выпускников педагогических классов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=