Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 32 • Систему национальных ценностей, в соответствии с которой необходимо осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. • Наиболее важные социальные и педагогические концепции, условия ду- ховно-нравственного воспитания и развития учащихся. Социальная обстановка не может всегда положительно влиять на личность. Каким образом необходимо преобразовать отношения людей в социуме, их жизненный уклад, чтобы в процессе социализации укреплялись нравственные нормы, сохранялись моральные принципы? Непосредственно здесь проблема воспитания модифицируется во всемирную социальную проблему прав челове- ка, построения гражданского общества. И тогда образование станет способным выполнить свою главную миссию – быть источником добродетелей, моральных и нравственных устоев жизни. Усовершенствование образования не создает однозначное, определяемое его авторами будущее, а только определяет формы, структурные элементы об- разовательной системы в изменяющемся мире, оставляя при этом максимально возможную степень свободы для своих субъектов [6]. Стремление к организации своей жизни, опора на идеалы и ценности – важнейшее качество личности как субъекта процесса самообразования и про- цесса собственного воспитания. В этом и состоит философская идея, цель и назначение образовательного процесса. Новый социокультурный опыт, дающий личностное образование, предоставляет возможность заново пережить ценности, смыслы социокультур- ной жизни общества. Конечным итогом образовательного процесса является развитие ценностной сферы личности, ее духовного мира, формирование куль- турных потребностей и интересов. Литература 1. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. – М.: Знание, 2013. 2. Беляева, О. М. Современный взгляд на социально-нравственное воспи- тание младших школьников / О. М. Беляева // Наука – промышленности и сер- вису. – 2015. – № 9. – С. 82–88. 3. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко / Редкол. М. И. Кондаков и др.; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983– 1986. – Т. 5. 4. Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990. – Т. 3. – С. 263. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Про- свещение, 2016. 6. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: История и современность: Сб.: В 2 ч. / Под ред. З. И. Равкина. – М., 2015.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=