Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков 317 Е. А. Конистерова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ГРАММАТИКА В РАМКАХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация. В данной статье обобщается опыт использования лексического подхода при обучении грамматике, приводятся конкретные примеры интеграции грамматики и лексики, анализируются преимущества этого метода. Ключевые слова: грамматика, обучение английскому языку, лексический подход. Многие педагоги в ходе своей профессиональной деятельности не раз зада- ются вопросом, что должно быть в приоритете лексика или грамматика на том или ином этапе обучения английскому языка. Современная методика обучения английскому языку не дает однозначного ответа на этот вопрос, таким образом, перед педагогами-практиками стоит задача, как наиболее эффективно интегри- ровать овладения грамматическим знаниями в процесс формирования коммуни- кативной компетенции на иностранном языке. Один из вариантов это использо- вание лексического подхода. Основная задача преподавателя в рамках лексического подхода – правиль- ный отбор грамматических и лексических структур из текстов. Предполагается, что студенты смогут воспроизводить готовые словосочетания и структуры, под- ходящие по контексту, в речевых ситуациях реального общения. Признание определенных грамматических структур лексическими элемен- тами означает, что они могут быть введены гораздо раньше, без структурного анализа или детализации. Например, I’d like to может быть изучено, не как услов- ное наклонение, а как выражение, с помощью которого можно выразить жела- ние. Точно так же многие другие "традиционные" грамматические элементы мо- гут быть введены функционально. Без сомнения, все знакомы со студентами, которые, с одной стороны, ка- жется, знают "правила" грамматики, но не могут произносить грамматически правильные предложения при разговоре или, с другой стороны, звучат неесте- ственно, даже когда их предложения грамматически правильны. Майкл Льюис, которого можно считать основателем лексического подхода, однажды заявил, что между знанием грамматики и разговорной речью нет прямой связи. Напро- тив, исследования показали, что знание разговорных клише, устойчивых слово- сочетаний и конструкций языка оказывает значительное положительное влияние на естественное речепроизводство. Кроме того, некоторые правила грамматики довольно трудно осознать, так как нельзя провести аналогии с родным языком. Единственный способ понять их значение - это постоянное использование в речевых ситуациях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=