Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 31 уровня сознания каждого его члена, его отношения к задачам, которые пред- стоит решать государству. Некоторые исследователи отмечают, что совершенствование образова- тельной системы, меняющиеся в связи с этим профессиональные установки, вынуждают выбирать между природным, внутренним стремлением личности к стабильности и потребностью вырабатывания новых воззрений, смены системы ценностей. «Процессы, которые происходили в России в 90-е годы, стали причиной утраты гуманизма и нравственных ценностей, сильно повлияли на сознание общественных масс» [2, с. 83]. Новое мировоззрение, основанное на взаимо- уважении, позволит вернуть те утраченные нами общечеловеческие ценности и сформирует в сознании у ребенка такие качества как совесть, самоанализ, уверенность, уважение. На развитие совести у учащихся опору делал и А. С. Ма- каренко: «легко научить ребенка совершать правильно и думать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его совершать пра- вильно, когда никто не слышит, не слышит и не узнает – это очень трудно» [3, с. 263]. Поэтому на современном этапе развития системы образования РФ глав- ным принципом является духовно-нравственное воспитание нового поколения. В современных образовательных программах отображаются следующие целевые установки, которые являются базой для формирования инструкции к действию в процессе образовательной деятельности: • Формирование гражданской идентичности (в том числе, волонтерство, благотворительные акции). • Формирование психологических условий для общения и сотрудничества. • Развитие умения учиться – самообразование и самовоспитание (план, контроль, самооценка). Увеличение познавательной активности. • Развитие инициативности, ответственности личности. • Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие гуманизма и нрав- ственных качеств – оценка нравственного содержания своих поступков, совест- ливость. Этика здесь выступает регулирующим механизмом [8, с. 31]. Все эти пункты отражаются в концепции духовно-нравственного воспита- ния, которая разработана в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Эта концепция ориентирована на определение сущности воспитания, средств, методов, форм его организации, как одного из первенствующих направлений в образовании. В концепции имеется ввиду наличие ценностно-нормативной базы сотрудничества между образовательны- ми организациями и прочими субъектами социализации, а именно: семья, орга- низации дополнительного образования, религиозные объединения, средства массовой информации, общественные организации спорта, культуры и т. д. Главная цель такого взаимодействия – обеспечение нужных условий для сба- лансированного духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Дан- ная концепция регламентирует: • Суть и характер современного идеала воспитания. • Основные цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=