Университет XXI века: научное измерение

Проблемы современной английской филологии и методики преподавания английского языка 309 И. В. Щукина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ИСТОРИИ * Аннотация. Развитие современного образования идет в направлении интеграции раз- личных аспектов, в том числе преподавания учебных предметов. Интегрированное предметно- языковое обучение английскому языку и истории представляется оптимальным для формиро- вания актуальных сейчас метапредметных умений и в целом для развития общекультурных компетенций обучающихся школы. В данной статье будут представлены концептуальные ме- тодические положения, которые должны быть положены в основу организации интегрирован- ного обучения иноязычным умениям и навыкам на историко-культурном материале. Ключевые слова: интегрированное предметно-языковое обучение, обучение англий- скому языку и истории, метапредметные умения, концептуальные основы. На современном этапе развития образования вопросам интеграции разных учебных дисциплин уделяется особое внимание в связи с усилением интегратив- ных процессов в обществе в целом и необходимости формирования метапред- метных умений у обучающихся в частности. Разработка концептуальных основ интегрированного обучения в рамках конкретных предметов представляется ак- туальной научной проблемой из-за отсутствия учебно-методического сопровож- дения и описания условий успешности реализации данного обучения на прак- тике. В данной статье обосновывается возможность интеграции обучения ан- глийскому языку и истории на профильном уровне в старшей школе на основе общности данных дисциплин Гуманитарного профиля и формируемых в их рам- ках общекультурных компетенций. Целесообразность интеграции предметного содержания при изучении ан- глийского языка как иностранного является предметом многочисленных зару- бежных и отечественных исследований, в которых подчеркивается важность ра- боты с интересным в познавательном и развивающем планах контентом при раз- витии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Понятие «предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL)» было впервые рас- смотрено в трудах Д. Марша [5] и на современном этапе активно внедряется в практику преподавания английского языка в мире. Весомый вклад в трактовку термина и описание основ предметно-языкового интегрированного обучения * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Методика интегрированного предметно-языкового обучения в школе при препода- вании истории».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=