Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 300 А. В. Новикова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АУТЕНТИЧНЫХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА Аннотация. Статья освещает практические аспекты опытно-экспериментальной работы по развитию умений чтения на английском языке студентов младших курсов языкового фа- культетов вуза на материале аутентичных научно-популярных статей. Объясняется выбор тек- стов данного жанра при обучении академическому чтению. Определяются его основные уме- ния. Описываются содержание, система оценивания и результаты констатирующего этапа экс- перимента. Ключевые слова: английский язык в вузе, аутентичные тексты, англоязычные научно- популярные статьи, академическое чтение, умения чтения, обучение чтению на иностранном языке. Чтение является одним из рецептивных видов речевой деятельности, а также важным компонентом процесса обучения английскому языку в языковом вузе. Учебное чтение отличается от реального тем, что оно направлено непосред- ственно на «выработку навыков и умений» [4, с. 333]. Для эффективного развития умений чтения на иностранном языке препода- ватель может использовать различные тексты, в том числе и аутентичные, то есть не специально созданные для обучения языку. Они позволяют продемонстриро- вать реальный вариант языка, стимулировать личный критический отклик обу- чающихся, удовлетворить основную коммуникативную потребность, познако- мить с актуальными социокультурными понятиями и т. д. Академическое чтение, наиболее часто применяемое студентами при ана- лизе и переработке материалов в вузе, требует использования текстов научно- популярного и научного стилей речи [5]. Основным жанром научно-популярной литературы считается научно-популярная статья, обеспечивающая «популяриза- цию научного знания для более широкого круга читателей» при сохранении вы- сокой познавательной ценности [6, с. 57]. Выделяют следующие умения академического чтения: 1. Распознание основной идеи текста и её аргументация; 2. Правильное понимание аргументов и умение ранжировать их по важности; 3. Интерпретация аргументации в соответствии с авторской позицией; 4. Формулирование выводов на основе текстовой информации [5]. Они отличаются направленностью на выработку развернутой реакции на материал, зависящей от полноты и глубины его понимания, в то время как раз- витие технического или механического чтения неактуально на языковых факуль- тетах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=