Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 30 Д. Д. Климова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ценностных приоритетов в современном образовании. В статье рассматривается история формирования представлений о ценностях в педагогической науке; выявляются особенности современной системы образования; анали- зируется влияние ценностей современного образования на концепции духовно- нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС. В результате выявляется философ- ский смысл и назначение образовательного процесса, определяется влияние ценностей обра- зования и воспитания на формирование личности. Ключевые слова: педагогическое образование, современная система образования, цен- ности образования, ценностные приоритеты, духовно-нравственное развитие, воспитание. Понятие «ценность» давно является объектом интереса многих ученых: философов, педагогов, психологов. Это понятие подразумевает под собой то, что мы ценим, к чему стремимся, чего желаем. Изучая философские истоки ценностей современного образования, можно отметить движение гуманизма как основу идеи свободного воспитания, ото- рванную от религиозных догм. Основоположником этого движения выступает французский философ Жан Жак Руссо. Гегель рассматривал образование как приобщение к некому образцу, а не как культуру развития способностей. Че- ловек обращается к духовному, порывая с природным. Афинский философ Платон: «постижение сущего связывал с постижением мира образов, идей, ко- торые, как он полагал, сами по себе являются прообразами чувственного ми- ра» [4, с. 263]. Современная система образования самоустраняется от воздействия на че- ловека, сводит духовно-нравственное развитие к религиозному, тем самым, внутренний мир современной личности формируется благодаря СМИ, медиа- пространству. В нашей стране существуют развитые педагогические системы таких деятелей, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, которые исполне- ны практической направленностью и реализацией философии христианского гуманизма, но необходимо иметь ввиду, что медийное пространство – как ос- новной источник знаний только что формирующегося человека – может в од- ночасье перечеркнуть все философские труды наших предшественников. Современное общество требует изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объ- ективных и субъективных факторов. В современных условиях значительно уси- ливается роль субъективного фактора: интереса, мотивации, опыта, способно- стей. Направленное в будущее развитие всего общества во многом зависит от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=