Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 286 Наличие такого подхода в трудах ученых в очередной раз свидетельствуют о том, что при изучении языка как общественного явления совершенно необхо- димо учитывать социально-классовое расслоение общества [9, с. 22]. А. Д. Швей- цер и В. М. Жирмунский подчеркивают в своих исследованиях, что «социальное расслоение общества проливает дополнительный свет на соотношение между многочисленными подсистемами, входящими в сложную «систему систем» языка на данном этапе его развития» [13, с. 16]. Многие ученые отмечают влия- ние литературного языка на социальные диалекты, которое проявляется в том, что возникает явление диглоссии – владения двумя разновидностями одного и того же языка [13, с. 18]. Данный процесс отмечается в частности в английской диалектной речи, что стало предметом исследования английского диалектолога Г. Ортона. Впервые термин «диглоссия» был введен Ч. Фергюсоном, определив- шим данное языковое явление как «две или более разновидности языка, сосуще- ствующие в данном коллективе и играющие определенную роль» [1, с. 139]. А. Д. Швейцер дает в свою очередь более широкое определение диглоссии, за- трагивающее как его суть, так и специфику существования. Диглоссия понима- ется ученым как «сосуществование двух разновидностей (подсистем) одного и того же языка в пределах одного и того же коллектива, использующего эти знаки в соответствующих коммуникативных сферах, в зависимости от социальной си- туации и других параметров коммуникативного акта» [14, с. 112]. Таким обра- зом, социальная дифференциация порождает не только определенные языковые явления, служащие ее выражением, но и обуславливает те или иные процессы, возникающие при практическом использовании социолектов в речи. Однако вернемся к понятию «социальный диалект». Данный термин также известен как «социолект» – это совокупность языковых особенностей, «прису- щих какой-либо социальной группе в пределах той или иной подсистемы нацио- нального языка» [5, с. 30]. Данный научный концепт появился в ХХ веке для обозначения языковых образований, которые несхожи между собой и потому от- личаются разнообразием, но тем не менее служат одной цели – «обслуживают коммуникативные потребности социально ограниченных групп людей» [5, с. 31]. Потому социальный диалект еще определяется как «субвариант речи, использу- емый религиозными, экономическими и этническими группами, представитель которых различаются как типами, так и уровнями своего образования» [4, с. 12], то есть социолект проявляется в определенных коллективах людей, объединен- ных чем-либо (профессией, родом деятельности, интересами и так далее) при со- здании данными коллективами «специализированных лексиконов» для исполь- зования только в рамках данной общности или группы людей [4, с. 12]. Т. И. Еро- феева, представитель пермской социолингвистической школы, подчеркивает, что термин «социолект» служит для обозначения любого группового/коллектив- ного языка [8, с. 21]. Под данным понятием понимается подсистема языка, обла- дающая определенными характерными свойствами: 1) Инвариантность; 2) Социальная маркированность [7, с. 21].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=