Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 280 И. В. Игнатова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ TED TALKS И TED ED-VIDEOS) Аннотация. Овладение иностранным языком в современном мире предполагает разви- тие умений и навыков не только аудирования, чтения, письма и говорения, но и взаимодей- ствия с мультимодальными текстами, одним из которых является видеоролик. В данной статье предлагается обзор двух популярных интернет-ресурсов, содержащих видеоматериалы по раз- личной тематике, с точки зрения их использования с целью развития навыка аудиовизуальной перцепции на занятиях по английскому языку в педагогическом вузе. Ключевые слова: навык аудиовизуальной перцепции, интернет-ресурсы, TED-Ed, TED Talks, видеоматериал, медиаграмотность. Традиционно считается, что обучение иностранному языку включает разви- тие у учащихся умений и навыков чтения, аудирования, письма и говорения. Од- нако для эффективной коммуникации в современном мире важен еще один навык – навык аудиовизуальной рецепции, в англоязычной методической лите- ратуре часто называемый “the skill of viewing” [2]. Навык аудиовизуальной рецепции относится к ключевым навыкам 21 века, являясь значимым аспектом медиаграмотности. По мнению создателей проекта Media Literacy Now, в современном мире цифровых технологий, проникающих во все сферы человеческой жизни, грамотность – это, прежде всего, медиаграмот- ность, составной частью которой является «визуальная грамотность», т.е. способ- ность «находить, интерпретировать, оценивать, использовать и создавать визуаль- ные медиа, такие как фотографии, видео, иллюстрации, рисунки, диаграммы, ре- кламу и т.д.» [3]. В этой связи, навык аудиовизуальной рецепции можно опреде- лить как автоматическое действие по вычленению в просматриваемом видеомате- риале фактов, деталей, отношений, умозаключений, а также их критическому осмыслению: “viewing <…> allows students to understand the ways in which images and language may be used to convey ideas, values, and believes” [10, p. 3]. В современной лингводидактике предлагаются различные способы разви- тия навыка аудиовизуальной рецепции, такие как обучение студентов фильтра- ции контента медиасообщений и защите от их негативного влияния [5], обучение методике анализа мультимодального текста в рамках развития визуальной гра- мотности [7]; развитие умений анализа мультимодальных медиа с позиций ме- диаграмотности [1]; развитие критического мышления на основе междисципли- нарного подхода и творческой деятельности (“core thinking routines”) [6]; разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=