Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 28 Критическое мышление – это процесс формулирования суждений, осно- ванных на анализе явлений, событий, предметов. Критическое мышление лежит в основе формулирования объективных выводов и обобщений. Развитие крити- ческого мышления предполагает формирование таких навыков и приемов ум- ственной деятельности, как наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обоснова- ние, формулирование выводов. Необходимость критического мышления у со- временного педагога продиктована двумя причинами. Во-первых, этот навык выступает в роли инструмента для отбора цели, содержания, методических условий осуществления учебного процесса в разнообразных формах; служит основой для самоанализа, самооценки собственной профессиональной деятель- ности с целью ее совершенствования. Во-вторых, развитое критическое мыш- ление педагога позволяет сформировать подобное качество у учащихся, откры- вая для них путь к самопознанию, самосовершенствованию и творческой дея- тельности. Реализация рабочей программы по дисциплине «Теория и методика обуче- ния биологии» предполагает формирование критического мышления в разных формах обучения (лекции, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная рабо- та, практические занятия с использованием кейс-технологии) и с разной степе- нью активности деятельности студентов (репродуктивная, продуктивная, ча- стично-поисковая деятельность). Приведем примеры заданий. 1. Самостоятельная внеаудиторная работа по материалу лекции на тему «Ис- тория естественнонаучного и биологического образования в России»: анализ ме- тодических систем образования в области естествознания и биологии в разные ис- торические периоды Российского государства (репродуктивная деятельность). 2. Самостоятельная аудиторная работа на практическом занятии «Анализ программ, учебников и учебно-методической литературы по биологии»: анализ функциональных элементов и структуры учебников биологии по предложен- ной схеме (репродуктивная деятельность). 3. Самостоятельная внеаудиторная работа по теме «Анализ программ, учебников и учебно-методической литературы по биологии»: сравнительный анализ двух учебников биологии на соответствие формируемым компетенциям учащихся, отраженных в ГОСТе среднего основного образования (продуктив- ная деятельность). 4. Самостоятельная аудиторная работа на практическом занятии с исполь- зованием кейс-технологии по теме «Технологии реализации плана урока»: раз- работать и реализовать технологическую карту урока на основе анализа стан- дарта, программы, учебника и учебно-методической литературы (частично- поисковая деятельность). Литература 1. Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии: Учеб. пособие для лаб.-практ. занятий и самостоятельной работы студентов / Н. С. Карташова, Е. В. Кулицкая. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=